Пляшущая тень вертолетных лопастей бежит по цветастому ковру летней тундры – сопки, озера и золотые пятна песчаных барханов проплывают под брюхом вертолета. Вдруг в пейзаж вплетается серебристый ручеек трубопровода, который, как в бурную реку, «впадает» в стройные ряды промышленных строений.
Мы приземляемся на Тэдинском месторождении, где сегодня пройдут тактико-специальные учения по локализации, сбору и утилизации условного аварийного разлива нефти. Подобные учения проводятся на промышленных объектах ЛУКОЙЛ-Коми регулярно. Как пояснил куратор мероприятия, специалист управления охраны труда, промышленной безопасности, окружающей среды и корпоративного надзора ЛУКОЙЛ-Коми Вадим Свищев, отрабатываются все возможные сценарии нештатных ситуаций. По каждому из них тщательно разработан план действий для всех сотрудников из числа персонала лукойловских аварийно-спасательных формирований Тэдинского нефтепромысла, а также подрядчиков – ООО «Альянс-Строй», ООО «ПожсервисПирант» и ООО «Технотранс».
За ходом работ наблюдает специальная комиссия, в состав которой вошли заместитель начальника Главного управления по государственной противопожарной службе, полковник внутренней службы Александр Игнатьев, и. о. начальника управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности по НАО Юрий Игнатенко и ведущий специалист-эксперт отдела экологического надзора и контроля за переданными полномочиями управления Росприроднадзора по НАО Иван Рочев. Месторождение – объект повышенной опасности, поэтому в первую очередь – инструктаж и выдача защитных средств, без которых нахождение на объекте запрещено – касок и газодымозащитных комплектов.
Всем внимание!
Тишину тундровых просторов разрывает вой сирены.
– На участке левого притока реки Урерьяхи обнаружен прорыв нефтесборного коллектора, куст 4 ЦПС! – раздался голос диспетчера по внутренней системе связи.
День выдался сухим и жарким, и грузовики со спасателями поднимают столбы пыли, торопясь к месту «аварии». В первую очередь необходимо предотвратить «разлив нефти» по водной поверхности, загнать маслянистую жидкость в зону-ловушку. Спасатели в защитных костюмах оперативно разбились на группы. На реке устанавливают боновые заграждения, представляющие собой комплекс пластиковых канатов, якорей и объемных впитывающих трубок, наполненных сорбентом. Чтобы вредные вещества не попали на береговую почву, по периметру условного разлива также устанавливается ограждающе-направляющее боновое заграждение из пористого материала, который препятствует попаданию химикатов в почву.
«Пятно» – в ловушке, и к берегу уже движется человек с портативным распылителем сорбента, который свяжет частицы нефти в пластичную массу. В это же время двое ликвидаторов, сидящих в резиновой лодке, струей воды направляют движение массы к берегу, где угрозу экологической безопасности встречают спасатели со специальными искробезопасными лопатами. Они вручную доберут все, что не попадет в резервуар через откачивающее устройство.
– За счет мотопомпы происходит забор жидкости. Оборотами ее можно регулировать глубину забора, чтобы «ловить» меньше жидкости. Дальше собранная вода поступает в резервуар временного хранения, – объясняет технологию специалист предприятия.
Кроме того, есть возможность воспользоваться щеточным нефтесборщиком СЩ-10, который представляет собой металлический ящик, с помощью четырех объемных поплавков легко удерживающийся на водной поверхности. Его щетинки легко собирают «нефть», связанную сорбентом в специальную емкость, откуда опасные отходы попадают в резервуар для дальнейшей утилизации.
Нейтрализовать угрозу
Утилизируют добычу нефтесборщиков с помощью технологической печи «Факел-А». Как пояснил наблюдателям заместитель начальника КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Дмитрий Мохнаткин, сжиганию в этой печи подлежит не только сорбент, использованный для доочистки акватории от пленки «нефти», но и любая замазученная ветошь, спецодежда и прочие отходы производства. Продукты сгорания не загрязняют атмосферу – они улавливаются сертифицированными фильтрами.
Второй сценарий, по которому шли в этот день учения, предполагал разлитие нефти по почве. В первую очередь, место «разлива» покрыли пеносодержащей жидкостью, чтобы избежать возгорания. Затем на локацию вышел специалист, снаряженный прибором, замеряющим количество опасных веществ в воздухе. После чего также использовали заграждения из гибких алюминиевых плит, распылили сорбент. Условную нефть собрали в резервуар для дальнейшей утилизации.
Подводя итоги прошедших учений, члены комиссии дали высокую оценку слаженной работе персонала и аварийных служб, пожелав организаторам мероприятия, чтобы у них не было повода использовать отработанные навыки на практике.
– Готовность объекта заключается в наличии технических средств и умении людей всем этим пользоваться, – резюмировал заместитель начальника Главного управления по государственной противопожарной службе Александр Игнатьев, – Техники у вас достаточно, люди владеют необходимыми навыками. Разные условия могут быть, разные температуры, ветер, технические нюансы, но общая канва говорит о том, что нефтяники ЛУКОЙЛ-Коми готовы к ликвидации нештатных ситуаций.
Инга АРТЕЕВА