Нефтяники ЛУКОЙЛ-Коми планируют внедрить инновационную технологию, направленную на развитие зеленой энергетики. На пермокарбоновой залежи Усинского месторождения будут закачивать в пласт дымовые газы. Технико-экономическая оценка по внедрению данной технологии будет проведена и по Южно-Хыльчуюскому месторождению.
ЛУКОЙЛ к 2050 году собирается достичь полной углеродной нейтральности. Суммарно Компания планирует инвестировать в зеленую энергетику $ 15 млрд за десять лет, что на 30 % больше всей программы поддержки ВИЭ (возобновляемых источников энергии) в России. Об этом в конце декабря говорил вице-президент Компании Леонид Федун, сообщает «Коммерсантъ».
В начале января в Москве состоялось заседание Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ», на котором были подведены предварительные итоги деятельности Компании в 2021 году и поставлены задачи на 2022-й по исполнению Программы стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ» на 2022–2031 годы.
В числе основных на 2022 год обозначена задача по реализации проектов декарбонизации и дальнейшее усиление интеграции климатической повестки. Один из таких проектов планируют реализовать в ЛУКОЙЛ-Коми.
Что же такое декарбонизация и почему этому процессу уделяют столь пристальное внимание во всем мире?
Когда речь заходит о таком понятии, как глобальное потепление, многие уверены, что это не про них, а если и произойдет это самое потепление, способное привести к катастрофе планетарного масштаба, то в далеком-далеком будущем. Между тем, по оценкам экспертов по изменению климата, наблюдаемая в 2006–2015 годах глобальная средняя приземная температура воздуха на 0,87 градуса выше доиндустриальных уровней в 1850–1900 годах. 2019 год стал одним из самых теплых в истории инструментальных наблюдений.
Декарбонизация – комплекс мероприятий, направленных на снижение количества выбросов парниковых газов, которые образуются в процессе сжигания ископаемого топлива.
Политика противодействия глобальному потеплению включает его смягчение за счет сокращения выбросов парниковых газов. Декарбонизация же – комплекс мероприятий, направленных на снижение количества выбросов парниковых газов, которые образуются в процессе сжигания ископаемого топлива.
Сегодня многие компании с большой ответственностью относятся к решению этого вопроса, модернизируя производство, переходя на возобновляемые источники энергии и так далее. Было бы гораздо эффективнее для всех, если те же пресловутые парниковые газы можно было пустить в дело.
К таким проектам и относится концепция по закачке дымовых газов с энергоцентра «Уса» в пермокарбоновую залежь Усинского месторождения.
Лабораторные исследования водогазового воздействия на пласт с тяжелой высоковязкой нефтью проводились в Канаде. Выяснилось, что диоксид углерода при его высокой концентрации в составе дымовых газов способствует снижению вязкости нефти и, как следствие, повышению нефтеотдачи. Этот факт немаловажен для расчета экономики всего проекта.
Закачка дымовых газов в пласт может не только сэкономить ресурсы для разработки месторождения, но и обеспечить экологически безопасное производство, помогая защитить атмосферную среду и соответствовать концепциям плана экологически устойчивого развития.
Как рассказал «СВ» начальник отдела повышения нефтеотдачи пластов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Александр Александров, в 2021 году специалистами филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПермНИПИнефть» и ЛУКОЙЛ-Коми выполнена технико-экономическая оценка (ТЭО) реализации технологии по закачке дымовых газов с использованием существующей инфраструктуры и минимальными капитальными вложениями. По результатам оценки получен положительный вариант с закачкой дымовых газов в законтурные нагнетательные скважины юго-западной части пермокарбоновой залежи Усинского месторождения.
– Проще говоря, выделяемый энергоцентром СО2, вместо того чтобы выпускаться в атмосферу, будет улавливаться, смешиваться на специальной установке с водой и закачиваться обратно в пласт под большим давлением, – поясняет Александр Сергеевич.
Энергетические выбросы СО2 крупнейших потребителей энергии в 2019 году в тоннах на человека
Выполнение ТЭО по Усинскому месторождению – это первый этап данной работы, которая соответствует фазе «определение». По словам начальника отдела технологии повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи нефти ЛУКОЙЛ-Коми Азамата Аккужина, технологическая эффективность проекта оценена по опыту реализации на месторождениях Вилмингтон (США), а также Бати Раман (Турция). На сегодняшний день в ЛУКОЙЛ-Коми утверждена дорожная карта по реализации пилотного проекта «Закачка дымовых газов на пермокарбоновой залежи Усинского месторождения» на 2022–2024 годы, реализация и внедрение которого поручены Проектному офису «Развитие северных месторождений».
– Необходимо отметить, что в рамках годовой координационной программы НТР на 2022-й запланировано провести технико-экономическую оценку реализации данной технологии на Южно-Хыльчуюском месторождении, – поделился планами Азамат Абрекович. – Результаты мы сможем представить в конце этого года.
Твой углеродный след
В конце 2020 года на сайте «Гринпис» появился калькулятор, позволяющий посчитать углеродный след, или объем выброса парниковых газов из-за деятельности каждого отдельно взятого человека. Он учитывает выбросы СО2 от коммунальных услуг, транспорта, путешествий, а также продуктов питания без учета их хранения и транспортировки.
Согласно данным Global Carbon Project, углеродный след стран ЕС составляет 6,8 тонны на человека в год, США – 16,4, а Китая – 7,4. Средний показатель для мира – 5 тонн на человека. При этом, чтобы остановить глобальное потепление, углеродный след жителя планеты Земля не должен превышать две-три тонны СО2 в год, в противном случае средняя температура повысится на критические 1,5 градуса.
А каков ваш личный «вклад» в приближение глобального потепления? Оценить можно здесь
Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото из архива «СВ»