Евгений АЛЕКСЕЕВ: МНЕ НЕ СТЫДНО СМОТРЕТЬ ЛЮДЯМ В ГЛАЗА

Е. АлексеевВ августе нынешнего года свой 85-летний юбилей отметит ровесник нефтегазовой промышленности Коми – город Ухта. Накануне этого события мы предлагаем читателям рассказ о человеке, который внес немалый личный вклад в нынешнее процветание «жемчужины Севера». Речь идет о Почетном гражданине Ухты Евгении Михайловиче Алексееве. В июне текущего года ему в торжественной обстановке было вручено удостоверение еще и Почетного гражданина города Микуни.

Трудные детство и юность

Родился он 29 декабря 1934 года в селе Межог Усть-Вымского района. Сразу после этого семья переехала в архангельское село Ирта, куда перевели работать отца. Одно из самых ранних его детских воспоминаний – работа с семи лет на полях и лугах местного колхоза имени Буденного. Дети во время войны и в первые послевоенные годы активно помогали взрослым, в частности, на сенокосе.

Параллельно с этим он еще и учился: в 1949 году закончил местную школу-семилетку, поступив затем в восьмой класс Яренской средней школы. Мало того, что ходить приходилось за 20 километров, нужно было еще и оплачивать учебу за восьмой и девятый классы – по 150 рублей в год.

Мать с грехом пополам наскребла требуемую сумму на 8-й класс, а за 9-й Женя так и остался должен. Впрочем, закончил учебу он с хорошими отметками.

Чтобы помочь семье материально, ему пришлось ускорить начало своей трудовой деятельности. В 1951 году поступил в училище при локомотивном депо в Микуни, там же сразу начал работать: сначала слесарем, а после окончания учебы – помощником машиниста паровоза.

– Что такое паровоз? Это самовар на ходу! Задача помощника машиниста – с помощью лопаты равномерно распределять уголь в топке, чтобы не было прогаров, иначе в котел поступит холодный воздух и пара не будет, – рассказывает Евгений Михайлович. – А топка – шесть квадратных метров! Работа – не из легких, поэтому хороший помощник ценился не меньше, чем умелый машинист.

Впервые он занял рабочее место в паровозе серии «Р», сделанном в Венгрии, зимой 1953 года. Очень хорошо запомнил день смерти Сталина, 5 марта: «Мы обедали в столовой, когда по радио сообщили эту новость. Все плакали, в том числе и я».

В 1954-м Евгения перевели на отечественный паровоз серии «Л» («Лебедь»). На нем он проработал помощником, а потом и машинистом до самого призыва в армию в 1955 году и после демобилизации вплоть до 1965 года, когда в Микуньское депо на смену старой технике пришли тепловозы.

Секретный остров

– На сборном пункте в Княжпогосте каждого призывника, конечно, волновал вопрос: в какие войска он попадет? Помню, как меня восхитили военные моряки, приехавшие за новобранцами: красавец-офицер с кортиком, подтянутые, наглаженные матросы в бескозырках… Тогда в сухопутных войсках служили три года, а на флоте пять лет. И я попал именно на флот, о чем, впрочем, никогда не жалел и даже гордился, – говорит Алексеев.

УхтаСначала его команду привезли в Северодвинский учебный отряд, где будущие матросы прошли курс молодого бойца. Затем 1500 человек в трюме дизель-электрохода «Енисей» доставили на Новую Землю. Четырехдневное плавание в тесном и душном трюме без элементарных бытовых удобств оставило у Евгения неизгладимое впечатление…

21 мая 1956 года группа прибыла в Белужью губу, где находился штаб ядерного полигона №6 по испытанию атомного и водородного оружия. Алексеев и еще трое его однополчан попали в опытно-научную часть в отдел, занимающийся измерениями параметров взрывной волны…

Все лето и начало первой армейской зимы новоселам пришлось провести в палатке, пока не построили теплую казарму. Старший матрос Алексеев вначале получал за свой армейский труд (подготовка оборудования и регулярные взрывы тротила) 40 рублей в месяц. А потом их руководитель сумел выбить для своих подчиненных мичманские должности – и они стали получать уже по 240 рублей. «Часы можно было купить с одной зарплаты», – уточняет почетный гражданин Ухты.

Однако деньгами плюсы военных, несущих службу на одном из самых секретных объектов страны, не ограничивались. Как с удовлетворением отметил Евгений Михайлович, за все время службы ему удалось побывать в отпуске целых три раза. Причем, во время одного из кратковременных визитов на родину бравый моряк познакомился с 16-летней девушкой Ниной, с которой они живут вместе уже более полувека…

В 1958 году Алексеева наградили высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина с формулировкой: «За отличное выполнение приказа командования».

– Мы же участвовали в испытательных ядерных взрывах на Новой Земле: воздушных, наземных и подводных. Причем, защищены были только от ударной и световой волн, а от радиации практически никакой защиты не было… У меня, слава Богу, серьезных последствий не было, хотя и пришлось полечиться во многих санаториях, – вспоминает Евгений Михайлович.

Еще в 1957 году тогдашний Министр обороны, легендарный маршал Жуков, сократил срок службы военных моряков до четырех лет, поэтому и наш герой вернулся домой на год раньше.

Высокий статус

В 1966 году машиниста Алексеева избирают депутатом Верховного Совета СССР – высшего законодательного органа страны. Он отлично помнит свой визит в Москву, встречу в Георгиевском зале Кремлевского дворца съездов с первым секретарем Коми обкома партии Иваном Морозовым, с которым впоследствии пришлось часто общаться по государственным делам…

Поведал Евгений Михайлович и о некоторых депутатских привилегиях:

– В Москве нам выдавали подъемные (100 рублей) и суточные (75 рублей, по 15 – в день). Средняя зарплата в Союзе тогда была примерно 60-80 рублей в месяц. К тому же каждый депутат имел право на бесплатную дорогу.

Этот высокий статус для Евгения Михайловича перестал действовать в 1970 году. Зато появились другие! В 1971-м его избирают председателем Микуньского городского исполнительного комитета. По сути, в советские времена это был мэр города. Алексеев считает, что за четыре года, которые он там был «у руля», удалось сделать немало.

– Мы построили 25 километров дорог, 15 из которых были заасфальтированы. Когда Иван Павлович Морозов и председатель Совета министров Республики Коми Павел Александрович Безносов приехали их принимать, я специально повез их на улицу Гоголя, где раньше слой грязи достигал одного метра. Руководство республики нашими успехами очень впечатлилось, – не без гордости рассказывает Евгений Михайлович.

А еще он гордится сетью дренажных канав протяженностью несколько десятков километров. Ее по призыву и всемерной поддержке горисполкома прорыли вручную сами горожане на субботниках и воскресниках. Все это позволило осушить улицы Микуни, не имевшие ливневой канализации.

Война баракам

В 1975 году Коми обком КПСС направляет уже прекрасно зарекомендовавшего себя Алексеева руководить только что созданным Вуктыльским районом – на должность председателя райисполкома.

За три с половиной года на том посту Евгений Михайлович также проявил себя с самой лучшей стороны. А потом в Сыктывкаре состоялась судьбоносная встреча Алексеева с первым секретарем Ухтинского горкома КПСС Юрием Жестаревым и председателем горисполкома Александром Зерюновым. Они и пригласили нашего героя на должность заместителя Зерюнова по жилищно-коммунальному хозяйству.

Одной из главных проблем «жемчужины Севера» конца 1970-х – начала 1980-х годов был так называемый «барачный вопрос».

– Александр Иванович объявил баракам войну: беспощадно сносил их и в то же время много строил нового жилья, я даже не успевал ордера подписывать. Иногда даже приходилось идти на нарушение закона. Например, Зерюнов обязал каждую организацию, строившую дом для своих сотрудников, отдавать под переселение людей из бараков 31 процент квартир. Многие жаловались на него в Сыктывкар самому Морозову, и тот как-то приехал к нам ругаться. Но Зерюнов рассказал ему жуткую историю про новорожденную девочку, у которой крысы в бараке отгрызли мизинец… Первый секретарь обкома затих и махнул на ухтинского градоначальника рукой: мол, действуй, как решил! – вспоминает очевидец той исторической встречи Евгений Алексеев.

А еще он помнит то время, когда канализационные сети Ухты просто не справлялись с постоянно возрастающими объемами грязной воды. Тогда Евгений Алексеевич наладил сотрудничество с руководителями смежных предприятий, ездил за трубами аж в Среднюю Азию, дневал и ночевал в кабинете, но новая канализация была проложена!

При Зерюнове и Алексееве был введен в строй и новый водозабор Пожняель. А когда стала ощущаться нехватка тепла, «отцы» города построили Центральную водогрейную котельную, создали «Ухтинские теплосети».

В 1990-м Евгений Михайлович вышел на пенсию, но отдыхал недолго: в том же году возглавил вновь образованный «Горзеленхоз». За 17,5 лет на этом посту он сумел буквально преобразить прежнюю Ухту. И совсем не случайно в 2000 году ухтинский «Горзеленхоз» на Всероссийском конкурсе занял первое место в номинации «Самое эффективно работающее в новых экономических условиях предприятие».

– Я всегда стремился жить и работать для людей. И мне не стыдно сегодня смотреть им в глаза, – сказал в заключение почетный ухтинец.

Олег ЕВЛАМПИЕВ

На снимках автора и из архива: Е. Алексеев; так когда-то выглядела Ухта

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх