Ярегские шахтеры приняли участие в шестой вездеходной гонке «ВЕЗДЕХОД ТРОФИ 2021», которая прошла в Мурманской области в конце августа. В этом году зрелищные состязания собрали 14 экипажей самой разной вездеходной техники со всей России.
Экстремальное путешествие по бездорожью совершили работники НШПП «Яреганефть»: пилот Павел Калмыков (оператор по добыче нефти и газа нефтешахты № 2), штурман Феликс Бикбулатов (ведущий инженер-технолог отдела по проектированию ЛУКОЙЛ-Коми) и Яков Кайль (спортивный координатор предприятия), в основные обязанности которого входила помощь в подготовке и обустройстве лагеря, приготовление еды, оказание физической и моральной помощи при возникновении нештатных ситуаций по пути следования к месту проведения соревнований.
В итоге ярегская команда финишировала шестой в абсолютном зачете. В своем классе у наших экстремалов деревянная медаль. Кроме того, за участие и помощь в эвакуации им присвоили первый спортивный разряд по автомотоспорту.
О том, как проходило путешествие ярежан, в фоторепортаже Павла Калмыкова.
***
Пройдено 114 км, время в пути около 11 часов.
Стартовали бодро, и какое-то время шли первыми, затем нас начали настигать вездеходы с подвеской, которым каменистые дороги преодолевать значительно легче и быстрее. Мы пропускали экипажи вперед и ждали своего часа (болот, торфяников и прочих труднопреодолимых мест, где наш вездеход «Патаскун» с гладким днищем, накрученным дизелем и 100%-ным полным приводом мог бы составить серьезную конкуренцию вышеупомянутым…)
Долго утомлять не буду, таких мест мы так и не дождались. Маршрут в итоге вписал в себя 90 км твердых грунтовых дорог с большими валунами и камнями поменьше. Как точно подметил Феликс: «Такое ощущение, что Алексей Маратович (А. М. Гарагашьян – организатор «Вездеход-трофи») прокладывал трассу на своей восьмидесятке (Toyota Land Cruiser 80 Series). Я бы добавил: на папиной 9-ке.
Болота, если и попадались на пути, то были с твердыми, опять же с каменистыми основаниями.
Справедливости ради отмечу, что в конце был участок в горах, где «Патаскуну» пришлось серьезно поработать, и он не раз нас выносил в буквально вертикальные подъемы, выброс адреналина достигал в этот момент своего пика… (до слез).
Пройдя километров 40, у нас перестал работать выжим фрикционов левого борта, я ошибся в диагностике поломки и принял, как после оказалось, неверное решение по замене главного гидроцилиндра (неисправным оказался все-таки рабочий…). В итоге нам это стоило еще 40 минут, которые потребовались на повторную замену. Прости меня, Железный Феликс.
Потратив на все про все 90 минут, приняли волевое решение биться до конца и двигаться только вперед. К тому времени нас обогнали практически все из 14 стартовавших экипажей.
На перевале мы догнали два вездехода из класса ТР-1 и ТР-3. Первый тянул второго. Обогнав и поприветствовав их, мы было двинулись дальше, но нас бегом догнал штурман первого экипажа и, уточнив, бьемся ли мы на результат, попросил взять на буксир экипаж «Абсолюта». Как мы могли отказать в просьбе, сидя в «Патаскуне». Так получилась история доброго дела, которое, как говорится, к тебе обязательно вернется. Выйдя из вездехода, чтобы обговорить план действий и познакомиться с экипажем, который мы должны были взять на буксир, вместо приветствия услышали: «Ребята! Вам хайджек (разновидность автомобильного домкрата) не нужен? А он там» (указали нам пальцем в кузов). Вот это поворот! За рулем сидел человек, имя которого я до сих пор так и не знаю, но он организовал нам серьезную техподдержку, когда мы только прибыли в лагерь, – помог нам вышеупомянутым инструментом и не только. Однако, здорово получилось! Как позже они еще шутили со своим штурманом, когда мы прощались на точке для аварийного схода с маршрута, – мы, говорят, на хайджеке с перевала выехали. Делай добро и…
«Патаскун» отличился еще раз, когда вытащил опасно повисший на лебедке экипаж «Шерпа» на склоне (Diesel power).
Уже в лагере, обсуждая гонку (сам не слышал, но ребята рассказывали), пилот спасенного экипажа спросил:
– А почему «Патаскун»?
– Так он же всех таскает.
– Точно, он же и меня вытащил.
Вечером за это его (нас) отблагодарили. Иван, спасибо.
Порадовали глаз потрясающие красоты Кольского полуострова. Это сложно передать словами… Как модно сейчас говорить, это было атмосферно.
Это был увлекательный аттракцион (я про поездку в целом).
Не устану говорить слова благодарности нашей команде и всем тем, кто помогал нам делом, словом, комментарием и прочим в этом незабываемом путешествии.
Полосу подготовила Варвара МЕДВЕДЕВА
Снимки из личного архива Павла Калмыкова