Большому кораблю – большое плавание. Это известное выражение в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» воспринимают по-своему. Ведь без улучшения производственных процессов успех просто невозможен. Но нефтяники не только умеют хорошо трудиться, но и сами предлагают многочисленные идеи по совершенствованию технологий нефтедобычи. В частности, этому способствует Конкурс молодых работников и специалистов «ЛУКОЙЛ-Коми» на лучшую научно-техническую разработку.
В этом году лучшей разработкой был признан проект дебютанта конкурса, инженера отдела повышения нефтеотдачи пластов ухтинского ТПП Александра Иванова, касающийся применения водогазового воздействия.
– На сегодняшний момент по нашему предприятию геологические запасы составляют 386 млн тонн. В целом по «ЛУКОЙЛ-Коми» они составляют 3,6 млрд тонн. Это же колоссальные запасы, которыми нужно заниматься. Вы только представьте, если за счет существующих методов интенсификации нефтедобычи удастся повысить нефтеотдачу всего лишь на 10 %, то в масштабах предприятия это позволит получить дополнительную добычу нефти в 91 млн тонн, что соответствует примерно пяти годам стабильной работы предприятия, – с энтузиазмом рассказывал молодой нефтяник на презентации своего проекта.
Цифры впечатляют. Но возможно ли это на деле? Молодой ученый провел не один день, работая над точными расчетами разных методик повышения нефтеотдачи. И больше всего его заинтересовала идея использования водогазового воздействия на пласт.
– В мировой практике существует технология, позволяющая повысить коэффициент извлечения нефти на 8–15 %. Это метод водогазового воздействия. Его суть заключается в смешении воды и газа. Полученная водогазовая смесь за счет наличия активных пузырьков газа позволяет повысить коэффициент вытеснения и охвата, а из их произведения и складывается коэффициент извлечения нефти. Наибольший эффект достигается при применении мелкодиспергированной водогазовой смеси, – обрисовал вкратце свою разработку Александр.
Использование опыта мировых лидеров нефтедобычи, конечно, нужно, но на практике оказывается, что они не всегда подходят под наши геологические и климатические условия. Именно поэтому новатор проделал большую работу по анализу подходящих месторождений для внедрения технологии. Учитывались как геолого-физические критерии, так и технологическая возможность внедрения на том или ином месторождении. А главное – экономическая целесообразность такой модернизации.
Оказалось, что в Ухтинском регионе лишь одно подходит по всем параметрам – Кыртаельское. На нем выделено три эксплуатационных объекта – Эйфельский, Старооскольский и Джьерский. Старооскольские отложения не подошли ввиду своих геологических особенностей. Джьерские только планируется разрабатывать. Эйфельский же горизонт находится на начальной стадии разработки и уже имеет сформированый фонд добывающих и нагнетательных скважин, поэтому он оказался перспективным с точки зрения внедрения технологии ВГВ. В качестве объекта ОПР (опытно-промышленные работы) был выделен восточный блок залежи, состоящий из 16 скважин. Закачка водогазовой смеси (ВГС) планируется в шесть нагнетательных скважин.
В лабораторных условиях при помощи мембранно-ультразвукового диспергатора были проведены исследования по вытеснению нефти оторочками водогазовой смеси. Результаты исследований показали, что вытеснение нефти происходит эффективнее на 16 % по сравнению со стандартными методами повышения нефтеотдачи пластов.
Использование водогазового воздействия позволит увеличить коэффициент извлечения нефти на 11 %. По расчетам Александра, вложения полностью окупятся через 40 месяцев и позволят предприятию получать солидную прибыль.
– Это перспективная технология, которая сегодня уже нашла применение в ряде регионов. В будущем, я уверен, она получит широкое распространение благодаря своей эффективности. Подготовка проекта заняла около года. Я начал заниматься им, еще учась в магистратуре университета. Писал на эту тему диссертационную работу. Когда стал инженером, провел анализ месторождения и пришел к выводу, что этот метод можно внедрить на Кыртаеле. Масштабы применения метода не ограничиваются только этим промыслом, разработку можно использовать и на других объектах «ЛУКОЙЛ-Коми», – заключил Александр Иванов.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
91 млн тонн нефти можно добыть дополнительно, используя водогазовое воздействие на пласт
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Александр Иванов, инженер отдела повышения нефтеотдачи пластов ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз»:
Это перспективная технология, которая сегодня уже нашла применение в ряде регионов. В будущем, я уверен, она получит широкое распространение благодаря своей эффективности
[/bubble]
Александр ЧАСОВИТИН