В ходе обсуждения Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года Владимир Путин, будучи еще Премьер-министром РФ, призвал власти «разобраться с самоварами». Такой нелестной характеристикой он наделил нефтеперерабатывающие заводы с низкой глубиной переработки нефти. Данное замечание имело свои последствия, и с целью стимулирования модернизации российских НПЗ и закрытия неэффективной первичной переработки в стране был установлен новый порядок расчета таможенных пошлин.
– В соответствии с этим порядком, с 1 января 2015 года пошлины на темные нефтепродукты и нефть будут одинаковые. Точнее, на темные нефтепродукты будут увеличены до размеров пошлин на нефть, – пояснил первый заместитель Генерального директора – главный инженер ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Василий Штеба. – А так как наше предприятие имеет простую схему переработки нефти, значительную долю в общем объеме продукции занимает мазут, то при увеличении экспортных пошлин на темные нефтепродукты эффективность переработки нефти на Ухтинском НПЗ снижается. С этой целью на предприятии была разработана Дорожная карта.
Эта Дорожная карта не имеет ничего общего с автомобильными путешествиями. Применительно к ООО «ЛУКОЙЛ-УНП», это перечень мероприятий, направленных на максимальное снижение затрат на переработку, увеличение выпуска светлых нефтепродуктов, сокращение производства мазутов с использованием существующих технологических процессов. Всего в Дорожную карту Общества включено более шестидесяти мероприятий, которые разделены по направлениям: мощность; изменение материального баланса, рецептур приготовления продукции; энергетика; оптимизация численности персонала; снижение затрат и прочие. Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Дорожной карты будет составлять порядка трех миллиардов рублей в год.
– Реализация мероприятий была начата еще в прошлом году, практически с момента начала разработки Дорожной карты, – рассказывает начальник технического отдела ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Алексей Кислых. – По итогам первого квартала 2014 года реализованы следующие, наиболее эффективные мероприятия: пуск и обеспечение стабильной работы установки висбрекинга, увеличение производительности блока изомеризации, вывод легкого вакуумного погона АВТ в сырье ГДС-850, производство дизельного топлива с использованием утяжеленного сырья, оптимизированы нормы потребления тепло- и электроэнергии, топлива. В результате, эффект от реализованных мероприятий Дорожной карты составил более 560 миллионов рублей.
Ухтинские нефтепереработчики поэтапное выравнивание пошлин на нефтепродукты готовы принять и сделают все, чтобы выстоять в непростой экономической ситуации и остаться эффективным производством. Ведь в данном случае, эффективность – прежде всего.
Вера МАРТЫНЮК
На снимке: современный завод