ДЛЯ ЧЕГО ЖИВУТ ШОТЛАНДЦЫ,

или Несколько дней, проведенных в Великобритании

на одной из улиц Лондона

Недавно четверо представителей Компании «ЛУКОЙЛ» побывали в старинном шотландском городе Абердин. В состав делегации входил и руководитель группы геологического сопровождения строительства скважин ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Артур Абрамов. Своими впечатлениями о поездке он поделился с редакцией «СВ».

* * *

Наших нефтяников пригласила к себе в гости сервисная компания Weatherford, заинтересованная в продолжении сотрудничества с российским нефтяным гигантом.

С мая прошлого года Weatherford начал выполнять геофизические работы на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Коми». В текущем году «ЛУКОЙЛ» провел тендер на выполнение подрядных работ на месторождениях Тимано-Печоры в 2011-2013 гг., и победителем торгов снова стала компания Weatherford. Она же планирует работать на другие добывающие подразделения «ЛУКОЙЛа». Именно поэтому подрядчики и пригласили лукойловцев – показать производственные объекты и центр разработки скважинных приборов, рассказать о себе в целом.

Когда-то, в 1970-е годы вблизи Абердина, на шельфе Северного моря, нашли большие запасы «черного золота» и город назвали нефтяной столицей Европы. Такое положение дел сохраняется и поныне. В Старом Свете, пожалуй, только здесь в аэропорту вместо рекламы сигарет увидишь красочный плакат «Выполним гамма-гамма плотностной каротаж на лучших условиях!». Тем более было интересно там побывать.

В поездку отправились двое представителей Западной Сибири и по одному от Перми и Тимано-Печоры.

ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ

Основная часть времени прошла, конечно же, в работе. А первым объектом Weatherford, который посетила наша делегация, стала база операционной поддержки в Северном море.

– Там чуть ли не в центре города на производственной площадке находятся два действующих буровых станка и пробуренные скважины, которые служат как учебный полигон, – рассказывает Артур Абрамов. – На них перед выездом на месторождения опробуют оборудование, чтобы к работе приступать во всеоружии.

Принимающая сторона показала нашим нефтяникам, как у них на базе поверяются и калибруются геофизические приборы, в том числе эксклюзивные: электрический сканер/микроимиджер, кросс-дипольная акустика, приборы гидродинамического каротажа, а также оборудование для бурения и сервиса в нефтедобыче. К слову, всеми перечисленными видами деятельности Weatherford занимается в десятках стран по всему миру: в одном только геофизическом департаменте этой компании насчитывается 650 отрядов.

на базе компании Weatherford

Побывали лукойловские экскурсанты и на производственной базе в городе Истлике, что в окрестностях Ноттингема. Здесь Weatherford разрабатывает и производит сами приборы. Их, как рассказал Артур, во время сборки на каждом из этапов тщательно тестируют, в том числе циклично нагревают до +150 градусов по Цельсию и охлаждают до -40. Лукойловцы еще пошутили, мол, у нас в России последнюю процедуру выполнить проще простого: зимой высунешь прибор в форточку – и готово. Чем вызвали неподдельное изумление у шотландцев: мол, как вы там вообще живете… Британцы, хотя и обитают на берегу Северного моря, но по нашим меркам – южане.

Жемчужиной центра в Истлике является модельный павильон, построенный силами Всеевропейского центра стандартизации и ныне используемый Weatherford в партнерстве с местным университетом. Теперь приборы калибруются в моделях, созданных из пластов настоящих геологических пород. Вырубленные крупные блоки песчаника, доломита, известняка обработаны, сложены многослойным «сэндвичем» и погружены в емкости с водой…

После демонстрации множества испытательных стендов экскурсантам на десерт показали возможности системы доставки геофизических приборов на забой скважины Compact. По сравнению с аналогами от других производителей, она намного надежнее, поскольку блок датчиков у нее хорошо защищен от механического и прочих воздействий. Поэтому приборы без всяких препятствий доставляются вглубь нефтеносного горизонта, где считывают все коллекторские свойства пласта. После этого информация обрабатывается, уточняются модели залежи, а следом – и модель всего месторождения.

Разработка весьма впечатлила нефтяников из Западной Сибири и Перми. Артуру Абрамову же система эта отлично знакома, т. к. применяется подрядчиком на Кыртаельском, Южно-Терехевейском и Ярегском промыслах «ЛУКОЙЛ-Коми».

– Мы остались довольны увиденным, – резюмирует Артур свой рассказ о производственной части поездки. – Потому что на практике убедились: организация производства, промышленная безопасность, да и в целом отношение к делу у нашего подрядчика – на высоком уровне.

НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ

Теперь собственно о Великобритании.

Абердин и его окрестности лукойловцам в качестве экскурсовода показал генеральный директор российского подразделения компании Weatherford Фаяз Камалов. Старинные шотландские замки, исторические достопримечательности – это, безусловно, очень любопытно. Однако Артура больше заинтересовали нравы тамошних жителей.

Итак, абердинцы – народ очень спокойный, цивилизованный. Точно так же, как их город: идеально чистый, с множеством ровненько подстриженных клумб, брусчатыми дорожками, башенками на зданиях, многочисленными скульптурами, католическими и протестантскими храмами. Абердин, по крайней мере в исторической своей части, почти целиком возведен из местного серого гранита, слюдяные вкрапления которого блестят так, что это дало повод назвать город серебряным.

А. Абрамов во время экскурсии по окрестностям Абердина

Ровно в 17.00 (ну или у кого как), когда звенит звонок, все покидают рабочие места и идут поиграть в свой любимый гольф (окрестности вокруг Абердина сплошь усеяны площадками для него) либо закинуть удочку в реку или море. Магазины закрываются ненамного позже: успеешь забежать разве что по дороге с работы домой. Продавцы говорят: «Мы тоже хотим играть в гольф». А в целом шотландцы утверждают: «Мы живем не для того, чтобы работать. Мы живем для того, чтобы жить».

К слову, в Шотландии постоянно проводятся соревнования по гольфу и нередко в форме круглогодичных спартакиад, подобных тем, что проходят на предприятиях «ЛУКОЙЛ-Коми». После каждого этапа в учреждениях и организациях обновляются турнирные таблицы: такой-то отдел набрал столько-то очков и теперь вышел на первое место в общем зачете. А какой-нибудь Джон Макферсон из юридической службы первенствует в зачете личном…

В ПОРТОВОЙ ТАВЕРНЕ

Еще одна большая страсть местных жителей – море. Как-никак Абердин является одним из главных портов всей Великобритании. Сегодня жизнь здесь бьет ключом, так же как и сотни лет назад. Только в море уходят не парусники, груженные хлопчатой бумагой, кожей, канатами и лососиной, а современные грузовые суда, в основном с оборудованием и материалами для нефтедобычи.

Видели бы вы, с какой любовью оформлен местный морской музей, как тщательно подобраны и расставлены в нем экспонаты! И с какой исторической точностью в некоторых портовых кафешках реконструирована обстановка таверн, которые были открыты здесь аж несколько веков назад. Как рассказал Артур, в одном из кафе, где они обедали, возникла полная иллюзия того, что грубые столы и стулья насквозь просолены морской водой. Но в помещении при этом чисто и опрятно.

Шотландцы – ребята исключительно законопослушные. В пабы люди там ходят не напиваться, а тихо-мирно побеседовать за кружкой славного местного пива. Здесь не то что драться – на красный сигнал светофора никто не перейдет, даже если машин нет на милю вокруг. И никто не бросит мимо урны бумажку, не станет гоняться за дикими кроликами или лисами, которые, к слову, бегают даже в центре Абердина.

В общем, нашим коллегам-лукойловцам уже в лондонском аэропорту Хитроу, откуда они вылетали обратно в Москву, захотелось вернуться в Великобританию еще не один раз.

Что ж, пожелаем им исполнения этой мечты.

Записал
Дмитрий ЛАТКИН

На снимках из личного архива: на одной из улиц Лондона; на базе компании Weatherford; А. Абрамов во время экскурсии по окрестностям Абердина

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх