День отдыха

Театр – это прекрасное и таинственное место, которое очаровывает зрителей. А игра на сцене не просто искусство, а целая жизнь, которую каждый раз рождает артист. Об этой многокомпонентной и многогранной жизни «СВ» рассказал актер Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова, заслуженный артист Республики Коми Николай Аникин.

Вот уже на протяжении более чем двух десятков лет воркутинские мастера сцены радуют усинского зрителя своими постановками. В репертуаре, как правило, лучшие спектакли с захватывающими сюжетами, действие которых удерживает зрителей в напряжении до самого конца. А для юных театралов северные соседи обязательно привозят детские постановки, которые всегда пользуются огромным успехом.

В первые дни весны у жителей нефтяной столицы Коми, благодаря руководству и Объединенной первичной профсоюзной организации ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ, снова была возможность погрузиться в мир театрального творчества.

Для мальчишек и девчонок воркутинский театр оживил на сцене сказку «Волшебная лампа Аладдина», наполненную магией, восточным колоритом и философией. Эта дивная история – жемчужина сборника «Тысяча и одна ночь», которую воркутинцы воплотили в музыкальный спектакль.

Отменная игра актеров, яркие, продуманные до мелочей декорации и костюмы героев приковывали внимание даже самых юных непосед.

А на следующий день взрослые ценители театра посмотрели комедию «День отдыха» по одноименной пьесе советского писателя Валентина Катаева. Спектакль пролетел на одном дыхании. Зал реагировал искренним смехом на все забавные эпизоды, то и дело взрываясь аплодисментами в особенно удачных местах.

Персонажи пьесы оказываются в доме отдыха «Сыроежки», после чего сюжет стремительно закручивается. В двухчасовом спектакле есть все: путаница, выяснения отношений, любовные истории, неожиданные встречи, появления и исчезновения, беготня, суета, ссоры, примирения, обольщения, обмороки и внезапные исцеления.

«Все, что происходит на сцене, остроумно и неожиданно», «Искренне веселились. Устроили для нас настоящий день отдыха», – отзывались зрители после спектакля, сполна оценив юмор и сатиру драматурга, постановочной группы и актеров.

Одну из главных ролей в спектакле исполнил давно полюбившийся усинской публике талантливый и харизматичный Николай Аникин. Он сыграл добросовестного агента по снабжению Зайцева. Журналистам «СВ» удалось пообщаться с актером.

– Николай Алексеевич, похожи ли вы на своего героя?

– Каждый служитель сцены в любом случае начинает лепить образ через себя. Поэтому, несомненно, похож. Надо сказать, люди – это неизведанная вселенная. Мы сами себя не знаем до конца. Скажу даже, что в каждом из нас есть что-то от Зайцева. Меня в моем герое восхищает его оптимистичность и то, что он горит идеей. Ведь если нет страсти, то и смысла в такой работе нет.

– Вы служите в театре почти 25 лет. Кто из сыгранных героев за все время вашей актерской деятельности вам ближе по характеру?

– По жизни мне близок образ Стэнли из спектакля «Безумный таксист». А образцовым героем является персонаж из постановки «Зима» по Евгению Гришковцу, где на задании замерзают два солдата и разговаривают ни о чем и обо всем сразу. Одного из них сыграл я. Это был необычный опыт.

– Говорят, что после спектакля у актера зачастую наступает эмоциональная опустошенность. Как с этим справляетесь?

– Чем актер опытнее, тем успешнее умеет справляться с этим состоянием. Музыку в уши и гулять по вечернему городу, компьютерные игры – это все хорошие инструменты, которые помогают перезагрузиться. А еще в последнее время я смотрю мультики. «Смешарики» – это шедевр, по-моему!

Какое амплуа вам больше подходит?

– Время диктует свои правила. Театральное амплуа сегодня – достаточно размытое понятие. Актер должен уже уметь играть всех: героя, шута, злодея, любовника и прочих.

Я люблю играть комедии. Но иногда душа требует драмы. Но и в любой драме можно найти немного комедии.

– В театральной жизни немало курьезов. Расскажите о самом запомнившемся случае.

– Конечно, без курьезов не обходится. Но они незаметны зрительскому глазу. Мы c коллегами порой уcтраиваем друг другу так называемые расколы. Во время спектакля один пытается рассмешить, а другой должен не поддаваться. Главное, не перейти черту и не навредить постановке.

Расколы мы часто устраиваем на новогодних показах. Это горячая пора, и мы отыгрываем одно и то же по несколько раз в день. Эти маленькие веселые проделки помогают сохранить жизнь спектаклю. Ведь, если ничего не происходит между актерами и все сидят на одной колее, спектакль теряется.

Мне вспомнился случай еще со времен, когда я работал монтировщиком в рязанском Театре юного зрителя. Мы поехали с постановкой «Красная Шапочка» в пионерский лагерь. Декорации прибивать на сцену нельзя, поэтому поставили их на грузы и пошли купаться. Приходим и узнаем, что во время показа спектакля открыли дверь избы не в ту сторону, и конструкция начала падать. Актриса, которая исполняла роль Красной Шапочки, взяла удар на себя: не прекращая играть, удерживала декорации и пыталась все поставить на место. Было забавно!

В Усинске, кстати, тоже нельзя ничего прибивать и прикручивать к сцене. Как-то мы ставили «Именины сердца», и там все держалось на грузах, веревочках и нервах монтировщиков. И в первой же сцене открыли дверь не в ту сторону. Мы все ахнули, но веревочки выдержали, и мы отыграли без курьезов.

– Не было ли непредвиденных ситуаций сегодня?

– Есть эпизод, где мы в первый раз сталкиваемся с Александрой – она играет Клаву Игнатюк. Мы идем друг к другу спинами, и по шагам трудно просчитать, где мы точно столкнемся. А тут, в Усинске, еще сцена широкая, и найти друг друга вслепую тяжело. Почувствовал, что затянулось, и обернулся сам. А как-то мы с ней целых три круга дали вокруг этого фонтана!

– Актер, которого любит и принимает публика, – это талант?

– Талант, несомненно, важен. Но пахать все равно придется. Можно прочитать сотни книг и не понять, как это работает. Пока ты не выйдешь на сцену, пока тебе не поможет режиссер, тяжело стать хорошим актером. Актер – один из главных инструментов режиссера. И только режиссер может помочь встать в такую позу, в которой ты не был никогда и не думал, что можешь так сыграть эту роль. А он это в тебе разглядел.

Не надоедают ли постоянные репетиции, где вы повторяете изо дня в день одно и то же?

– Репетиции – это не просто заучивание текста, это еще и поиски логики и смысла. Мы разбираемся, с кем и что произошло, почему они все здесь и прочее. Ты должен научиться думать, как твой герой. Также во время репетиций ведутся поиски стиля, мизансцен и музыки.

– Что делать, если во время спектакля актер почувствовал недомогание?

– Доигрывать! Есть такое выражение: «Сцена лечит». Был случай с моим знакомым актером. Он во время спектакля неудачно упал и сломал пальцы. Что он сделал? Просто пальцы, выгнутые в другую сторону, вернул на место и продолжил делать свое дело, не прерывая спектакль. А боль пришла, когда шагнул за кулисы.

Сцена – это экстремальный участок жизни, где организм получает много адреналина. Особенно если трагическая роль. Эти все болячки – они теряются, когда ты стоишь перед зрителем.

Когда-то я занимался легкой атлетикой. Выходишь на старт – у тебя болят ноги и колени. А когда уже летишь, как ветер, ничего не чувствуешь. Только пересекаешь черту финиша – вся боль просто обрушивается на тебя. Также и у нас, актеров.

Нравится ли вам бывать в Усинске?

– Гастроли к вам – старая добрая традиция. Здесь все знакомо, и нас все знают и ждут. Публика невероятно теплая и дает большую отдачу, что для нас очень важно. Ведь все же в театре главный – зритель. Мы творим для него.

Спасибо Усинску за такой прием. Каждый раз от встречи мы получаем огромный заряд бодрости. Надеемся, что будем радовать усинцев и дальше!

Подготовила
Гузалия ФАРХЕТДИНОВА
Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ
и Александра ГРЫЗЛОВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх