На Руси ребенку, родившемуся зимой в самые холодные дни, принято было давать имя Мороз – это было символом того, что мальчик должен был стать таким же крепким и сильным, как настоящий зимний холод. И когда-то имя имело достаточно широкое распространение. Конечно, в наше время Морозами детей не рискуют называть, но фамилия, образованная от этого имени, – очень распространенная. Только в ЛУКОЙЛ-Коми в списках работников числится 13 человек.
Усинское ТПП можно считать самым «холодным» подразделением предприятия, собравшим шестерых представителей «клана» Морозов: ведущий инженер производственного отдела обустройства месторождений и ремонта Тарас Мороз; Морозовы – оператор ДНГ бригады № 2 КЦДНГ-1 Анатолий Николаевич, оператор ДНГ бригады № 1 КЦДНГ-2 Сергей Андреевич, оператор ТУ УПН «Восточный Ламбейшор» КЦДНГ-3 Евгений Михайлович, оператор товарный ЦПТСН Людмила Александровна, слесарь по ремонту технологических установок ЦПТСН Владимир Борисович.
В НШПП «Яреганефть» трудятся четверо из «клана» Морозов: инженер Группы подготовки нефти и трубопроводного транспорта Александр Мороз; Морозовы – горный мастер нефтешахты №1 Андрей Александрович, оператор ДНГ нефтешахты № 3 Роман Александрович; Морозкин – крепильщик Цеха по аварийно-восстановительным работам горных выработок нефтешахт Виктор Павлович.
В ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» машинистом технологических насосов в КЦДНГ-3 трудится Андрей Николаевич Морозкин, на УГПЗ – машинистом компрессорных установок Эдуард Валерьевич Морозов, а в центральном аппарате ЛУКОЙЛ-Коми – экономистом Павел Витальевич Морозов.
Александр Мороз
– Александр – самый молодой из «холодной» когорты. В июне ему исполнится 27 лет. На предприятие он пришел в 2018 году, а уже по итогам 2019 года стал лучшим на Всероссийском конкурсе Минэнерго «Новая идея» на лучшую научно-техническую разработку среди молодежи предприятий топливно-энергетического комплекса в номинации «Лучший инновационный проект». Победу ему принесла работа «Внедрение установки предварительного сброса воды на Пункте подготовки и сбора нефти».
Холодная фамилия ни разу не отразилась на характере. Сам про себя говорит, что он очень добрый и открытый человек. Несмотря на то, что родился и вырос в Казахстане, жару переносит плохо, гораздо комфортнее себя чувствует, когда прохладно. А любимая погода – мороз в солнечный день со снежком.
– Мороз – уже мое второе имя. Не помню, кто меня называл Александром в последний раз (кроме родителей и родственников). С детства, что в школе, что на работе, что в университете, что друзья, – только Мороз. Соответственно, второй «профессией», особенно когда пришел в Совет молодых специалистов, стала должность Деда Мороза, – рассказывает Александр. – В детстве примерять новогодние костюмы тоже приходилось, только вот роли доставались другие: был вороной, медведем, тигром и мушкетером. Новый год хоть и люблю, но самым важным праздником считаю 9 Мая.
Как настоящему Деду Морозу, Александру приятнее дарить, а не получать подарки. Каждый раз под бой новогодних курантов наш Мороз загадывает одно желание – быть счастливым. И, как признается, всегда получается: чувствует себя счастливым и удовлетворенным, все складывается так, как хочет!
Людмила Морозова
Самую зимнюю фамилию Людмила Александровна получила от мужа. Призналась, что раньше у нее эта фамилия в первую очередь ассоциировалась с боярыней Морозовой, а уже потом с зимними холодами. После того, как ее на себя «примерила» (а прошло уже более 20 лет), чувствует, как поменялся характер. Говорит, что стойкости прибавилось, присущей крепким северным морозам. То есть научилась в любой ситуации не раскисать.
Несмотря на то, что родина Людмилы Краснодарский край, сама она всегда предпочитала зиму. Возможно поэтому когда- то судьба забросила ее в Магаданскую область, которая тоже славится суровым климатом, а лет десять назад она с семьей переехала в Усинск, от которого до Полярного круга рукой подать.
А еще заметила, что у нее, Морозовой, те желания, что загадывает на Новый год, сбываются, пусть и не сразу, но гораздо чаще, чем тогда, когда она ходила под девичьей фамилией.
Тарас Мороз
Молодой человек отмечает, несмотря на студеную фамилию, общего у него с этим периодом очень мало. Говорит, что по характеру он совсем не холодный, а «добрый, мягкий и пушистый». Предпочтения какому-то конкретному времени года не отдает, мол, в каждом сезоне есть свои прелести. Зимой ему комфортнее при температуре минус 10–15, нежели когда столбик термометра опускается ниже 30.
Роль Деда Мороза ему никогда не предлагали, да и сам не рвался. Но Новый год для него – один из любимых праздников. Любит как дарить, так и получать подарки. Помнит, что в детстве писал письма Дедушке Морозу, в одном из писем заказал волшебнику мобильный телефон. Дедушка желание исполнил, но не сразу, только спустя пару лет. Ну а теперь Тарас уже сам себе волшебник, старается своими силами реализовывать в жизнь все планы и мечты.
Андрей Морозкин
– Многие говорят, что моя фамилия красивая – не Мороз, не Морозов, а именно Морозкин, – говорит представитель самого северного подразделения.
Родился на Сахалине, но еще в раннем детстве родители перевезли в Усинск. В свое время работал в усинском ТПП, а сейчас уже несколько лет трудится на Южно-Хыльчуюском промысле.
– Морозкиным морозы не страшны, – смеется наш собеседник.
Как и главный зимний волшебник, Андрей Морозкин в детстве тоже был балагуром, любил устраивать розыгрыши для друзей. Как-то в школе, в классе пятом, Андрей на новогоднюю елку нарядился Красной Шапочкой, а его друг – Аленушкой. Весело было всем! Этот праздник был самым ярким на памяти Андрея.
Одним носить самую зимнюю фамилию на роду написано. Другие – сами не прочь примерить на себя роль могучего старика-волшебника Дедушки Мороза. Исполнение роли главного сказочного персонажа Нового года требует от человека доброты, сообразительности и находчивости, чтобы дети, да и многие взрослые романтики не теряли веру в сказку. Для нефтяников ЛУКОЙЛ-Коми это вполне под силу.
Владимир Мушинский,
председатель СМС, инженер-механик группы главного механика ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз»
Владимир считает: чтобы стать Дедом Морозом, вовсе не нужно учиться пять лет в каком-нибудь Заполярном университете имени оленя Рудольфа, достаточно желания дарить радость детям, наличия Снегурочки, бороды (можно накладной) и красной шубы с посохом.
Сам он этой благородной миссией занимается вот уже 10 лет. А началось все с того, что в школе ему сказали: «Будешь Дедом Морозом!». Говорит, подошел по параметрам: высокий, веселый, с громким голосом.
– С тех пор перевоплощаться в новогоднего волшебника стало традицией. Всегда радостно видеть искренние эмоции детей: восторг, радость и счастье! Как горят глаза малышей! – рассказывает Владимир. – Большой опыт в этом деле приобрел в школьные и студенческие годы: мы тогда принимали участие в различных благотворительных новогодних акциях, организовывали тематические мероприятия для детей, на которых рассказывали об истории празднования Нового года в России и не только, разыгрывали сценки, переодевались в «дедов» и «сант» из разных стран. Я, например, однажды был Вайнахтсманом – немецким Дедом Морозом.
На родном предприятии Владимир «морозит» с 15-го года. За неделю до праздника он меняет профессию на зимнего волшебника и вместе со своей коллегой – Снегурочкой – приезжает к работникам ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» прямо домой. Они посещают десятки квартир. Их новогодний маршрут включает в себя Ухту, Нижний Одес и Сосногорск.
В этом году Дедушка и его Внучка поздравят детей работников предприятия с экранов гаджетов. Зимние волшебники записали 75 индивидуальных видеообращений.
Андрей Криничный,
оператор обессоливающей и обезвоживающей установки КЦДНГ № 1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»
С ростом 190 сантиметров, с баритоном и харизмой, с умением общаться с ребятишками на одном языке, Андрею, как говорится, сам бог велел быть Дедом Морозом.
«Сказочный стаж» у него небольшой. Первый его выход в этой роли состоялся в старших классах. Второй – в прошлом году на родном предприятии. Вместе со своей Внучкой они совершили новогодний рейс и поздравили детей работников усинского ТПП. Корпоративный дебют Андрея удался. По словам коллег, ребятишки были в восторге от доброго зимнего волшебника. Мальчишки и девчонки не только читали ему стихи и пели песенки, но и все время норовили к нему прикоснуться, подергать за бороду, заглянуть в варежку.
Нефтяник говорит, что надо уметь полностью погрузиться в образ, прислушиваться к каждому ребенку, говорить с ним о том, что его волнует и, конечно, быть в курсе всех модных новинок, чтобы уметь поддержать разговор с современными детьми.
– С ребятишками нужно общаться на равных. Например, школьники понимают, что ты не настоящий Дед Мороз. Скорее, они думают, что он где-то существует, но ты точно не он. Поэтому с ними надо шутить и говорить на том языке, который им понятен, новомодными словечками, про гаджеты, – делится секретом Андрей. – А вообще думаю, Дед Мороз – это своеобразное олицетворение всего хорошего, что ждет нас в новом году. Такой персонаж, который стукнет посохом, топнет-хлопнет и все станет хорошо.
Роман Иванов,
специалист отдела Управления проектами ЛУКОЙЛ-Коми (проекты НШПП «Яреганефть»)
Впервые Мороза сыграл еще в 9-м классе в художественном номере, а в ЛУКОЙЛ-Коми – в 2017 году.
– Узнал, что ребята из Совета молодых специалистов искали помощника, который бы смог поздравить детишек, и я отозвался, – рассказывает Роман. – Тогда мы поздравили и детей работников нашего предприятия, и самих взрослых. Так началась моя «морозная» карьера.
Нефтяник уверен – далеко не каждый может стать зимним волшебником: «Нужно уметь впадать в детство: когда ты балуешься, играешь и шутишь с ребенком на его языке. Пожалуй, самое сложное – забыть, что ты уже взрослый, и поверить, что чудеса бывают. А еще уметь настроить себя на позитивное и яркое представление, несмотря на пройденное количество квартир и детей. И, конечно, выдерживать резкие перепады температур, когда ты для пышного вида надел ватные штаны и куртку и ходишь то в теплой квартире, то на морозе».
Говорит, что за свою практику бывали всякие случаи, малыши даже пугались его.
– В таких случаях надо восхищаться ребенком, как он одет, какую нарядную елку собрал, хвалить его, задобрить подарком – это почти всегда выручало, и он начинал улыбаться и разговаривать со мной, – вспоминает Роман. – Самые смешные истории, это когда ребятишки, получив подарок, сразу же убегали с ним в другую комнату и забывали про нас, сказочных гостей. Еще был случай, когда девочке очень понравились мы, зимние волшебники, и она не хотела нас отпускать, чуть не со слезами уходили, но напоследок она обещала больше не плакать.
Тофик Гаджибеков,
геолог отдела обеспечения промысловых геофизических работ и гидродинамических исследований ЛУКОЙЛ-Коми (г. Нарьян-Мар)
Наш герой трудится в ЛУКОЙЛ-Коми с 2014 года, но на «должность» главного новогоднего волшебника был приглашен только в прошлом году. Тогда перед Новым годом «заслуженный» Дед Мороз ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ушел в отставку, и коллектив искал нового. Предложили Тофику, и наш герой согласился, не раздумывая. Ведь он активно участвует в общественной жизни предприятия и города: не пропускает турслеты и экоакции, всегда готов прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
– Главное в «работе» Дедом Морозом – импровизация. К каждому ребенку нужно найти свой подход. К малышам, например, я захожу тихонько, чтоб не испугать, а к тем, кто постарше, – громко, так, будто только прилетел с Северного полюса. Важно узнать, как условный мальчик Коля себя вел в этом году, не проказничал ли, вовремя ли ложился спать, слушал родителей… И, конечно, выслушать ответы, стихи, песни, – говорит Тофик.– Это здорово! Я сам получаю огромное удовольствие, видя счастливый блеск в глазах детей. Сказка не должна заканчиваться!
Тофик Гаджибеков рассказал также, что марафон новогодних поздравлений в прошлом году получился рекордным: за три дня Дедушка и Снегурочка обошли около полусотни квартир!
Полосу подготовили
Светлана БЫКОВСКАЯ,
Елена МАРИХИНА
и Валентина НОВИКОВА