Двадцать пять лет – для вечности миг, а для истории страны – время ощутимое. Это понимаешь, когда осознаешь, чего добился ЛУКОЙЛ за это время. Реальность свершений – изумляет; глобальный размах хорошо поставленного дела – поражает! В рубрике «25 фактов о ЛУКОЙЛе» мы рассказываем об основных вехах, интересных эпизодах из истории Компании и людях, которые участвовали в ее создании и развитии.
О том, что под мутно-зеленоватыми волнами Каспийского, или, как называли его в старину, Хвалынского моря таятся крупнейшие в мире нефтегазоносные слои, знает едва ли не каждый школьник. И знали мы столь же аксиоматично, что богатства подземных недр Каспия и Апшерона почти безраздельно принадлежат нашей стране – Союзу Советских Социалистических Республик. С развалом СССР на Каспий, как нефтяную дароохранительницу, претендовали сразу пять государств, из них три вновь образованных – Азербайджан, Казахстан, Туркмения.
Россия оказалась отторгнутой от традиционных нефтепромыслов, от бакинских морских и континентальных скважин с их развитой инфраструктурой: терминалами, трубопроводами, нефтеперегонными заводами и мощной базой нефтяного машиностроения. Мало того, ей достался весьма проблематичный в смысле нефтяных запасов северный регион Каспия. Таким образом, добычу каспийской нефти, столь необходимой для исторически сложившейся системы хозяйствования своих южных областей, России пришлось начинать с нуля. Этот титанический труд взвалил на свои плечи ЛУКОЙЛ. В 1997 году Компания получила право на пользование недрами лицензионного участка в Каспийском море. После весьма обстоятельных геофизических исследований, которые в целом дали обнадеживающие результаты, специалисты пробурили первую разведочную скважину на структуре «Хвалынская». Для этого непростого дела была подготовлена самоподъемная буровая установка «Астра» – гигантская стальная конструкция на трех опорах, каждая из которых достигает в высоту почти трети Эйфелевой башни в Париже. Одно дело смонтировать такую башню в центре высокоразвитого европейского государства, другое – собрать многосложную буровую установку в условиях жесточайшего экономического кризиса на астраханском судостроительном заводе «Красные баррикады». Тем не менее «Астру» модернизировали и установили в море (ее 67-метровые «ноги» позволяют работать на глубинах до 45 метров и зондировать недра шельфа на 5 километров). Пока что бур ушел на глубину в 4 200 метров. Но и эта первая «разведка боем» показала, что под опорами «Астры» находятся по меньшей мере семь (!) нефтегазоносных пластов. А это уже дает возможность сделать вывод о наличии в «Хвалынской» значительных промышленных запасов углеводородов. Точный объем их станет ясным после завершения всех испытаний скважины. Но, не дожидаясь цифр со многими нулями, у «астронавтов» Каспия уже побывали председатель Правительства Российской Федерации Виктор Христенко и Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.
– Сейчас мы можем уверенно заявить – нефть на российском Каспии есть, – сказал Вагит Юсуфович. – Потребуется еще много усилий, чтобы добыть ее. Однако главное сделано – Россия в лице нашей Компании стала еще одной державой, обладающей значительными запасами углеводородов Каспийского моря. Я считаю, что это открытие имеет огромное значение для нашей страны не только с экономической точки зрения, но и в геополитическом смысле.
Подготовил
Илья ГРИГОРЬЕВ
по материалам
книги Н.А. Черникова «Вертикаль» (2000 г.)