Как известно, нефтепровод – это главная производственная артерия любого нефтедобывающего предприятия, связывающая в единую систему даже самые отдаленные промыслы. И потому от своевременной модернизации и ремонта трубопровода зависит многое – не только бесперебойность производства и транспортировки нефти, но и экологическая безопасность.
Кровеносная система добычи
В «ЛУКОЙЛ-Коми» к решению этой задачи подходят со всей ответственностью. В этом году предприятием будет реконструировано более 120 километров магистрального нефтепровода на различных месторождениях. К слову, общая протяженность «стальных нитей» только в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» составляет около двух с половиной тысяч километров. Часть этого хозяйства – магистрали с давней историей, доставшиеся лукойловцам от предыдущих владельцев и имеющие длительные сроки эксплуатации.
– Главной целью нашей деятельности по реконструкции нефтепроводов является поддержание существующего трубопроводного парка в должном состоянии и предотвращение чрезвычайных аварийных ситуаций, – говорит заместитель директора усинского ТПП по капитальному строительству Петр Дудкин. – Ведь забота об экологии в регионах деятельности нашего предприятия превыше всего.
Ежегодный объем производимых ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» работ по реконструкции промысловых нефтепроводов составляет порядка 5 % от общего парка «ЛУКОЙЛ-Коми». В этом году замене подлежат участки общей протяженностью 84 километра. В 2014-м и в 2015-м было реконструировано 165 и 105 километров соответственно. В ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» в этом году будет восстановлено 59,2 километра трубопроводов.
Особенности северной трубоукладки
Система магистрального нефтепровода «ЛУКОЙЛ-Коми» проходит по территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Между тем, как проводятся реконструкции труб в Коми и НАО, есть определенное различие: особенности ландшафта коми края позволяют прокладывать трубопровод подземным способом, а вот вечная мерзлота НАО, напротив, допускает лишь траверсную укладку. При этом в обоих случаях реконструкция не требует остановки процесса эксплуатации.
– На определенном расстоянии от действующей нефтемагистрали роется траншея, в которую укладываются трубы, – продолжает Петр Николаевич. – Производятся сварочные работы, вывод и установка задвижек нового нефтепровода. Следующий шаг – сварочная «прирезка» нового участка трубы. Старый при этом отрезается, тут же проходят мероприятия по рекультивации почвы. Никакого урона окружающей среде. Работы должны выполняться четко и последовательно.
Реконструкцию нефтепровода в НАО разрешается проводить только зимой. Здесь запрещены восстановительные работы в бесснежный период, так как в противном случае они могут оказать негативное влияние на состояние уникальной экосистемы округа. Те же нормы экологической безопасности требуют установки нефтепровода на сваях, или траверсах, – отсюда и название реконструкции «наземным способом».
Но кроме отлаженной технологии укладки, не наносящей вреда экологии, немаловажную роль играет и выбор самих труб для нефтепровода. Как известно, современные наука и техника не стоят на месте в своем развитии, благодаря чему регулярно появляются и внедряются в производство новые материалы, обладающие повышенной устойчивостью к внешним факторам.
Современные технологии
– Для увеличения срока действия нефтепровода используются материалы с самым современным покрытием, – говорит П. Дудкин. – Это полимерные армированные трубы, не подверженные коррозии. В них совсем нет металла, что позволяет многократно увеличить сроки эксплуатации. Используются и стальные трубы индустриальной марки «20». Они также не подвержены коррозии и отлично зарекомендовали себя в условиях Крайнего Севера. Коррозийную стойкость им придает внутреннее полимерное покрытие П-ЭП-585.
Плюс ко всему специалисты по промбезопасности регулярно проводят тактические учения, на которых моделируются различные нештатные ситуации. Интересной особенностью лукойловских учений является то, что они проводятся не на тренажерах, а на реально действующих объектах добычи и транспортировки. Такой подход позволяет держать аварийно-спасательные службы в постоянной готовности к любому развитию событий, а сами спасатели имеют четкое представление о локациях предприятия.
Все это вместе с постоянным контролем состояния магистральных труб и их своевременной диагностикой позволяет нам с уверенностью говорить о надежности и безопасности системы нефтепровода «ЛУКОЙЛ-Коми».
Светлана НИКИФОРОВА