В 1974 году нефтяная промышленность в Коми Республике вступила в качественно новую фазу развития. Предстояло выполнить гигантские объемы работ по открытию и освоению новых месторождений, по созданию крупных производственных и строительных баз, строительству сотен километров железнодорожных и автомобильных дорог, линий электропередачи высокого напряжения и прочее. А еще предстояло возвести город Усинск.
Строительство города, которому отводилась роль не только площадки для освоения Усинского и Возейского месторождений, но и базового плацдарма для освоения всей северной части Тимано-Печорского края, шло по проекту, разработанному институтом «ПечорНИПИнефть», который входил в состав объединения «Коминефть». Авторами проекта были известные архитекторы Ухты во главе с членом Союза архитекторов СССР Павлом Мурзиным.
Возводить город было поручено тресту «Усинскстрой» «Комипромжилстроя» Минтяжстроя СССР. Промысловое оборудование и строительство жилья осуществлялись одновременно благодаря тому, что было принято решение о сооружении непосредственно в Усинске завода крупнопанельного домостроения.
В решении непростых социальных проблем особую роль в то время сыграл управляющий трестом «Комипромжилстрой» Наум Оскарович Белоцерковский, вложивший немало сил и здоровья в организацию строительства жилья в Усинске. Ни один из строителей, работавших на возведении усинских и возейских объектов, не сделал и десятой доли того, что осуществил в лучшем виде Наум Оскарович. Хоть он и жил в Сыктывкаре, но вполне заслужил право говорить: «Я строил город Усинск».
Острой проблемой было и отсутствие дорог, соединяющих город с «большой землей» и месторождения – с Усинском. К их сооружению приступили подразделения Министерства транспортного строительства СССР. Мосты возводил ленинградский мостостроительный отряд №19, тот самый, на счету которого сложнейшее гидротехническое сооружение на Неве, защищающее город от ежегодных наводнений.
На первом этапе освоения месторождений для удовлетворения потребности в электроэнергии по опыту западносибирских нефтяников использовались передвижные электростанции общей мощностью 20 тысяч киловатт. Скоро этой мощности стало недостаточно, потребовалось строительство ЛЭП напряжением 220 киловольт Печора – Усинск, которая была продолжением линии Ухта – Печора. Всего предстояло за короткое время построить и ввести в эксплуатацию свыше 500 километров высоковольтных линий, десятки больших и средних трансформаторных подстанций, уникальный по своей длине и высоте мост через реку Усу и пять переходов через Колву.