Памятный день Военно-Морского флота отмечается ежегодно в стране в последнее воскресенье июля. Это праздник тех, кто стоял и стоит на страже морских рубежей.
А уже 2 августа на улицы сел и городов «высаживается» разновозрастной десант в голубых беретах.
В преддверии праздников мы пообщались с людьми, которым посчастливилось служить на флоте и в ВДВ. Они поделились с «СВ» своими воспоминаниями о том времени.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
– Служил в Витебской парашютно-десантной дивизии, которая, кстати, первой входила в 1979 году в Афганистан. Попал в полковую разведку, считавшуюся элитой ВДВ. Через полгода получил военную специальность оператора-наводчика боевой машины десанта (БМД) и стал командиром отделения. Демобилизовался в должности заместителя командира взвода.
Самое памятное событие армейской службы – это первый прыжок с парашютом. А еще вспоминаю свой первый марш-бросок на 32 километра с полной выкладкой и выходы в качестве диверсантов в леса с имитацией захвата тех или иных объектов. Обычно нас забрасывали на месяц. Зимой спали прямо на снегу. Летом приходилось есть и змей. Зато знаю, что с такой подготовкой из любой ситуации при любых обстоятельствах можно найти выход.
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
– Мне довелось служить на Черноморском флоте в Севастополе в период 1993-1995 годов. Часть была наземного базирования. В то время в дальние плавания ходили редко, флот делили и толком не снабжали. Дважды за два года набирали в дальние походы, но мой призыв не попал.
Окраина Севастополя, где я служил, была весьма примечательна. В первую оборону Севастополя 1854-1855 гг. в той местности проходили жестокие баталии, в частности, именно там, в Балаклавской балке, произошла знаменитая и печально известная «Атака легкой бригады», когда под перекрестным огнем русской артиллерии погиб цвет британской нации, – в кавалерии служили в то время особы знатных фамилий. Во время Великой Отечественной войны в тех краях было еще одно знаковое сражение – взятие Сапун-горы.
Служба на флоте учила 18-летних пацанов дисциплине, порядку, дала хорошую физическую форму. Есть что вспомнить! Этой весной я встретился со своим командиром подразделения – не видел с 1995 года, и он признался, что мы тогда были «экспериментом». Нас, срочников, впервые привлекли для выполнения ответственной задачи. По словам командира, мы с ней справились!
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
– Призывался из Усинска на Тихоокеанский флот. Первые полгода провел во Владивостоке на острове Русский. После учебки был распределен на Северный флот с припиской: остров Екатерининский, город Полярный, Мурманская обл. Уволен в запас в звании старшины 2-й статьи; в должности старшего писаря делопроизводства для плавсостава надводных кораблей.
Самое яркое воспоминание? Пожалуй, путешествие из Владивостока до Мурманска в подразделение, где проходил основной срок службы. Нас, 25 человек, загрузили на поезд, и мы ехали 10 суток через всю страну. Это было здорово!
Когда прибыли в Североморск, меня распределили на судоремонтный комплекс ледокольного типа в Екатерининской гавани, которая является базой надводных и подводных кораблей. Наш корабль – ПМ-10 (плавмастерская) – являлся флагманским. На этом судне проходили службу около 200 человек, а сам корабль представлял собой целый завод со сварочными, литейно-плавильными, токарными цехами. Военные суда (торпедоносцы, тральщики, подводные лодки), когда им требовался ремонт, пришвартовывались к нам «вторым бортом», и работа кипела.
Служба на Севере особо не напрягала. Там, как и у нас в Усинске, есть полярный день и ночь. Пожалуй, только ветра сильнее.
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
– На флот я попросился сам. Хотя родом из Ухты, с детства грезил морем, мечтал побывать в портовых городах, слушать крики чаек и шум прибоя. Даже настольной книгой была Морская энциклопедия.
Судя по историям и книжкам, враг всегда боялся моряков. Десантников тогда не было еще, но была морская пехота – этакий морской десант, который комплектовался из матросов. Их называли «черная смерть». На войне моряки могли, закусив ленточку зубами, с гранатой под танк лечь. Как не уважать такой героический род войск!
К сожалению, на корабль я не попал, служил радистом в морской авиации два года. Учебку прошел в Калининграде, потом перевели в боевую часть в Эстонии. То есть остался на Балтийском флоте.
Об армейской жизни остались только добрые воспоминания. Помню, у нас старший прапорщик зимой заливал каток, мы все дружно играли в хоккей, несмотря на погоду.
Об армии говорим и на заводе. Много ухтинцев служили в одной части, но в разные годы. Общаюсь и с ребятами из других регионов. Я переписываюсь с мужчиной из города Сочи, которому уже под 60 лет, – он служил рядом с моей частью. Созваниваемся, списываемся, вспоминаем – у нас много общего.
Морское братство «просыпается» в последнее воскресенье июля. Я по традиции закрепляю на машину Андреевский флаг, надеваю тельняшку и бескозырку и катаю друзей по городу.
[/bubble]