Одним из важнейших событий для ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2011 году стало создание 1 июня Департамента правового обеспечения. Таким образом, в бизнес-сегменте «нефтедобыча» головной Компании появился четвертый аналогичный департамент после ранее созданных в Перми, Западной Сибири и Волгограде. Чем вызвано такое решение руководства «ЛУКОЙЛа»? Какие задачи ставятся непосредственно перед коллективом юристов «ЛУКОЙЛ-Коми»? На этот и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора по правовым вопросам – начальник Департамента правового обеспечения Общества Андрей Линников.
– Хочу отметить, что хоть мы и называемся Департаментом правового обеспечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», но на деле обеспечиваем юридическое обслуживание лукойловских предприятий, находящихся на территории Тимано-Печоры, – отвечает Андрей Витальевич. – Собственно, в этом и заключается основная цель создания департамента – централизация юридических служб в рамках определенного региона. Потому что такой подход имеет несомненные плюсы, которые способствуют повышению качества юридического обслуживания. А это также является одной из главных задач, которые ставит перед нами руководство ОАО «ЛУКОЙЛ»
– Объясните, пожалуйста, поподробнее.
– Прежде всего, надо понимать, что на многих предприятиях Компании, например, ООО «Торговый дом» «ЛУКОЙЛ», ООО «ЛУКОЙЛ-Информ» и др. на территории Тимано-Печоры, прежде существовали небольшие службы юристов, состоящие из двух-трех, а где-то даже и одного человека. Понятно, что иногда им было сложно решать некоторые задачи по целому спектру вопросов и направлений. Теперь же в трудной ситуации им на помощь придут специалисты департамента.
А все потому, что здесь собраны специалисты, занимающиеся определенными направлениями. Достаточно сказать, что департамент состоит из трех управлений: договорно-правового, правовой защиты и корпоративно-правового. Такая структура позволяет не распылять силы, а заниматься конкретными проблемами по каждому направлению. Все это в итоге позволяет более качественно решать те или иные задачи. Это вам второй плюс.
Наконец, сегодня у нас появилась возможность определять единые подходы в плане юридического обслуживания компаний группы «ЛУКОЙЛ» на территории целого региона. Нет смысла скрывать, что ранее юристы в различных подразделениях одни и те же вопросы могли решать и трактовать по-разному. С созданием же департаментов эта проблема может быть успешно решена.
– Существует ли своя специфика правового обеспечения на промышленном производстве и если да, то чем она отличается от правовой практики в других сферах жизнедеятельности?
– Своя специфика в этом плане, в общем-то, есть на каждом предприятии. Что касается ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», то здесь нужно говорить не о специфике собственно промышленного предприятия, а о многогранности, наличии у нас очень широкого спектра решаемых задач. Ведь с созданием департамента в зоне нашего внимания оказались такие крупные Общества, как Северный филиал «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПечорНИПИнефть», Варандейский терминал и др. А это значит, что от наших юристов теперь требуется очень большой багаж знаний в самых разных областях. Собственно, в этом и заключается специфика нашей работы.
– Можно ли сказать, что такая практика характерна именно для вертикально-интегрированных компаний?
– Совершенно верно. Именно это и является особенностью работы не только нашего департамента, но и наших коллег в Перми, где пилотный проект департамента был запущен еще в 2010 году, и Западной Сибири.
Кстати аналогичный департамент, ра-зумеется, со своей спецификой есть и в лукойловском бизнес-сегменте «электроэнергетика», в Ростове.
– Очевидно, что впереди Вас ожидает большой и разносторонний объем работы, справиться с которым можно только имея под рукой надежную и профессиональную команду. Что Вы можете сказать о коллективе Вашего департамента? Как и по какому принципу подбирались кадры?
– Нас порядка 54 человек. Костяк составляют юристы «ЛУКОЙЛ-Коми», самого крупного юридического подразделения в Тимано-Печоре. Естественно к нам пришли люди, которые работали на других предприятиях. В целом наш коллектив вполне работоспособен и может решать стоящие перед ним задачи в рамках департамента.
– Чем, на Ваш взгляд, работа департамента может способствовать развитию экономики Обществ?
– Прежде всего принятием безупречных юридических решений. Ведь любой документ, который подвергается юридической экспертизе, может нести в себе серьезные экономические последствия. Возьмем, к примеру, тот же договор. Мы же прекрасно понимаем, что если мы заложим в нем какие-то неправильные шаги или не пре-дусмотрим условий, которые нас могли бы обезопасить в отношениях с контрагентом, то все это может быть направлено не в нашу пользу. То же самое и с указаниями, приказами, положениями. То есть наше неверное юридическое решение – это мина замедленного действия, которая в последствии может сработать и принести реальные экономические убытки для наших предприятий. Собственно наш департамент для того и существует, чтобы обеспечивать правовую защиту предприятий Тимано-Печоры, что, в свою очередь, подразумевает защиту от принятия юридически неверных решений.
– А как и каким образом защищает Ваш департамент права рядовых работников во взаимоотношениях с работодателем?
– Основной наш принцип в этих взаимоотношениях – перед законом все равны. Поэтому все приказы по личному составу – о приемах на работу, переводах, увольнениях и т.д. – обязательно визируются нашими юристами. Наша задача – не допустить каких-либо неправильных юридических формулировок, которые могли бы повредить и самому работнику, и предприятию.
– А теперь, если позволите, несколько вопросов личного характера. В частности, почему Вы выбрали именно профессию юриста?
– Могу точно сказать, что в моей семье, да и среди дальних родственников прежде юристов не было, поэтому говорить о потомственности не приходится. Но профессия эта интересная, поэтому я с удовольствием хожу на работу. Мне нравится работать с людьми, с правовыми документами. С другой стороны, меня не очень прельщают точные науки, а больше привлекают дисциплины гуманитарные, что проявилось еще в школе. Наверное, все это вместе взятое и повлияло в свое время на выбор профессии.
– Ранее, отвечая на вопрос нашей редакции, Вы отметили, что для Вас большое значение имеет благополучие Вашей семьи. Расскажите немного о ней.
– У меня жена и двое детей – мальчик и девочка. Сыну 14 лет, он учится в школе, дочке – шесть лет, ходит в садик. Все они уже находятся в Усинске.
– То есть семья для Вас крепкий и надежный тыл, без которого Вы чувствуете себя некомфортно?
– Конечно. Каждый раз, когда я занимал очередную должность, это было связано с необходимостью переезда. Урай, Покачи, Когалым и вот теперь Усинск. И всегда семья реагировала на это с должным пониманием: раз надо, значит надо. Собрали чемоданы и поехали.
– Как Вы проводите свободное время?
– Ну, свободное время для меня понятие относительное. Стараюсь в это время прежде всего уделить внимание детям.
– Дружите со спортом или ограничиваетесь утренней зарядкой?
– У нас с сыном основное увлечение – коньки. Не то чтобы мы фанаты… Но еще в Западной Сибири старались обязательно хотя бы один-два раза в неделю вырваться на каток, просто для своего удовольствия. Это так снимает напряжение! Надеюсь, и в Усинске эта традиция продолжится. Во всяком случае, мы с сыном свои коньки сюда привезли.
– А чем занимается Ваша супруга, и в какой плоскости лежат интересы Ваших детей?
– Жена у меня получила образование по специальности «финансы и кредит». Но пока сидит дома, занимается семьей.
Что касается детей, то сын в прошлом году окончил музыкальную школу по классу фортепиано, сейчас ходит в усинский Центр дополнительного образования, где обучается игре на гитаре, одновременно углубленно изучает английский язык. Да и в целом учится неплохо, хотя из-за моих переездов сменил уже три школы. Дочка еще в Когалыме начала заниматься танцами, поэтому сразу же по приезде в Усинск устроили ее в студию танцев при местном ДК. Она уже один раз выступала со сцены.
– В завершение давайте вернемся, Андрей Витальевич, к основной теме нашего разговора. Вы пришли в Коми из аналогичного департамента ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», который был создан на полгода раньше. Можете поделиться накопленным опытом?
– Трудно оценивать глобально, потому что срок минул небольшой. Но централизация, возможность привлечения специалистов определенного профиля и координация действий юридических служб крупного региона показали там свою успешность. Думаю, в самое ближайшее время правильность эту оценим и мы в «ЛУКОЙЛ-Коми».
Наша справка
Андрей Витальевич Линников родился в Тюменской области в 1966 году. Закончил Тюменский госуниверситет по специальности юриспруденция с красным дипломом. Более 15 лет его профессиональная жизнь связана непосредственно с Компанией «ЛУКОЙЛ», куда пришел рядовым юрисконсультом. Затем последовательно занимал должности начальника юридического отдела ТПП «Покачевнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», начальника договорно-правового отдела ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и заместителя начальника департамента правового обеспечения данного Общества. С 1 июня 2011 года – заместитель генерального директора по правовым вопросам – начальник департамента правового обеспечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Вопросы задавал Сергей ЛУЧНИКОВ
Фото Василия ОСТАФИЧУКА