На объектах Южно-Хыльчуюского и Тэдинского месторождений в НАО проведены комплексные учения регионального уровня.
Безусловно, оптимальным был бы вариант, вообще исключающий возникновение таких реальных ситуаций, когда потребуются навыки и опыт ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Организаторы и участники прошедших учений больше всего хотят, чтобы и в будущем им приходилось действовать только в режиме тренировок. Но в то же время присутствует самое серьезное отношение к этой теме, поэтому лишь на удачу и везение никто не полагается: в ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» всегда помнят, что производственная деятельность осуществляется в сложных условиях Крайнего Севера, что требует особого внимания.
Одним из главных факторов, которыми обусловлен весьма строгий подход к организации специальной подготовки и обучения работников комплексных цехов по добыче нефти и газа, является удаленность объектов. Случись что, поначалу справляться придется самим, как в автономном плавании. Помощь, конечно, придет, но пройдет некоторое время.
Южное Хыльчую
На прошлой неделе первым на старт вышло нештатное аварийно-спасательное формирование КЦДНГ №3. Местом условного аварийного разлива нефти стал участок между камерой запуска очистных устройств и узлом отключающей арматуры у развилки дороги, ведущей к двум кустам скважин.
Получив тревожный сигнал о «разгерметизации» нефтесборного коллектора, спасатели оперативно загружают в автомашину инструменты, оборудование и спецсредства, применяемые для локализации разливов, очистки воды и почвы. Через несколько минут они уже мчатся к речке Ярейтарка, где и разворачиваются дальнейшие события. Туда же направляется личный состав части пожарной охраны ООО «ПожсервисПирант».
– Основные задачи при проведении подобных учений – выявление так называемых «узких мест» и отработка взаимодействия всех привлекаемых сил, – говорит начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Сергей Дробинин. – Проверяются профессиональные качества персонала и его готовность к действиям при любых условиях с учетом особенностей расположения объектов нефтедобычи и их работы.
Со своими обязанностями участники учений справляются успешно, цель достигнута. Используя заградительные боны, спасатели пресекли растекание «нефтяного пятна» (оно имитировалось с помощью экологически чистого порошка) по водной поверхности, после чего провели тщательную очистку местности.
Тэдинка
На следующий день эстафету подхватила команда нештатного аварийно-спасательного формирования КЦДНГ №2.
Поначалу планировалось, что учения пройдут на речушке Урерьяха, но она оказалось в это время года мелковатой для полномасштабного применения всех имеющихся средств ЛАРН, поэтому выбрали озеро неподалеку. С виду оно не столь велико, но его глубина достигает семи метров.
Это позволило использовать и надувную лодку с подвесным мотором, и комплекты заградительных и сорбирующих бонов, а также нефтесборщики с насосами.
– Было заметно, что все действия четко отработаны, люди хорошо понимают друг друга даже без слов, – отметила ведущий специалист-эксперт отделения гражданской защиты Главного управления МЧС России по НАО Наталья Козьмина. – Очень хорошим оборудованием ЛАРН оснащен нефтепромысел, а специалисты, принимавшие участие в учениях, на всех этапах демонстрировали отменную согласованность.
В заключение стоит добавить, что в производственных цехах убеждены: самый эффективный способ ликвидации нефтяных разливов – это их предупреждение.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке автора: момент учений