1929 год считается точкой отсчета истории нефтяной промышленности Коми. 85 лет назад, 6 июля, из Кеми была отправлена Ухтинская экспедиция ОГПУ, которая состояла из 139 заключенных, среди которых были 68 инженеров и техников. Ее путь лежал от города Кеми через Архангельск в устье Печоры.
В Архангельске людей, продовольствие и оборудование перегрузили на ледокольный пароход «Умба», и 9 июля они вышли в Белое море. 13 июля прибыли в устье реки Печоры, на место будущего Нарьян-Мара. Перегрузившись на баржи, экспедиция продолжила путь вверх по реке до села Щельяюр, затем — вверх по реке Ижме, ведя на бечеве лодки разного тоннажа и габаритов. Экспедиция была разбита на «дивизионы». Каждый «дивизион» тащил бечевой одну лодку, груженную оборудованием и продовольствием. 19 августа они прибыли в село Усть-Ухта. Последний, 12-километровый, участок от Усть-Ухты до места высадки оказался самым трудным и коварным: одиннадцать, казалось, непроходимых порогов, обрывистые и скалистые берега, стремительное течение студеной воды. На преодоление препятствий ушло трое суток нечеловеческих усилий.
21 августа 1929 года экспедиция прибыла на речку Чибью (приток реки Ухты). К месту назначения добрались 126 человек: 13 заключенных сбежали по дороге (одного из них застрелила охрана). В наше время на месте высадки экспедиции краеведами установлена стела с табличкой, на которой выбиты слова: «Приказ по Ухтинской экспедиции №1 от 21 августа 1929 года. Сего числа вверенная мне экспедиция прибыла к месту своего назначения на ручей Чибью. Начальник экспедиции Сидоров».
Это было место, где располагался в прошлом Чибьюский промысел Российского товарищества «Нефть». Были обнаружены паровая машина, два сверлильных и буровой станки, керосиновый завод, вывезенный с промысла Гансберга, и другое оборудование. Свое впечатление донес до нас заключенный А. В. Кулевский: «В Чибью прибыли днем, сжималось сердце при виде дикой, пустынной картины. Черная, нелепо огромная, одинокая вышка, две убогие избушки, тайга и болота».
Чтобы как-то разместить всех прибывших, необходимо было строить жилые бараки, баню, пекарню и массу других помещений. Надвигавшаяся зима подгоняла людей. Заниматься лишь обустройством лагеря, строительством поселка было некогда. Не было необходимости обносить его колючей проволокой, да и ее не имелось в наличии. Бежать из этих гиблых мест было практически невозможно, особенно в канун зимы. Уже на второй день прибытия заключенных распределили на производственные участки и установили 12-часовой рабочий день.
В первые месяцы начались ремонт сохранившихся помещений, заготовка леса, была запущена в производство установка по производству керосина А. Гансберга, проведен телефон в Усть-Ухту. Приступили к изучению геологического материала, наметили места для бурения первых скважин, занялись строительством жилья, восстановлением старых нефтяных скважин. Организационный период закончился в октябре 1929-го.
С прибытия экспедиции на реку Ухту в августе 1929 года началась не только история нефтяной промышленности Республики Коми. Начался принципиально новый период целенаправленного государственного регулирования промышленного освоения и развития региона. Работа экспедиции позволила накопить огромный материал по геологии и другим отраслям. Но до большой нефти Севера оставалось еще три десятилетия.