ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» прошло долгий путь в 80 лет и является старейшим нефтеперерабатывающим предприятием России. За это длительное время из маленького перегонного заводика оно превратилось в современное производство, отвечающее самым высоким требованиям безопасности и качества продукции.
Дата отсчета его истории – 1934 год. В тот период нефтеперерабатывающий завод в тогдашнем рабочем поселке Чибью представлял из себя всего-навсего перегонную установку из трех непрерывно действующих кубов. Свою первую продукцию он выдал в марте того же года. Именно с того времени ухтинская нефть и стала превращаться в бензин, керосин, солярку и мазут.
Один из наиболее сложных периодов истории предприятия – Великая Отечественная война. Фронт требовал все больше и больше горючего. Нефтяники Ухты и Яреги постоянно увеличивали темпы добычи, трудились сутками напролет. Впрочем то же можно было сказать и о нефтепереработчиках. Об этом как нельзя лучше знала одна из самых знаковых руководителей завода, выпускница Бакинского индустриального института Анна Яковлевна Молий, которую назначили директором в труднейшем 1942 году. Отсутствие необходимых установок коллектив тогда компенсировал изобретательностью и новаторством технических решений. Если нововведение давало хоть какой-то экономический эффект – тут же внедрялось.
А. Я. Молий простояла у руля НПЗ целых 25 лет, и каких лет! Благодаря ей завод стал на путь развития. После введения в эксплуатацию установки риформинга в 1973 году здесь освоили производство высокооктанового бензина. В тот период (70-е годы) на всю страну славились ухтинские битумы, которых производилось 350 тысяч тонн в год. Именно этим дорожным покрытием были выложены, например, Московская кольцевая дорога и дорога Дружбы от аэропорта «Шереметьево» до Дворца съездов.
А через 20 лет вновь наступили нелегкие времена. После развала СССР нефтяная отрасль, в том числе и Ухтинский НПЗ, буквально бились за выживание. Поэтому аналитики Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ» далеко не сразу приняли решение рекомендовать руководству принять северное предприятие в свою структуру. Но в 1999 году этот шаг был сделан, и, как показала практика, «ЛУКОЙЛ» принял верное решение.
Сразу же была разработана комплексная программа реконструкции и модернизации завода, которая постоянно обновлялась. В 2000-х годах построен комплекс железнодорожной эстакады налива светлых нефтепродуктов с обширным резервуарным парком, модернизирована установка АТ-1, позже на ней смонтировали блок очистки фракции авиакеросина, выпущена первая промышленная партия авиационного топлива ТС-1… Этот список можно продолжать до бесконечности, потому что модернизация и реконструкция ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» давно стали перманентными. Мало того, наряду с оборудованием и технологическими процессами на заводе постоянно совершенствуется и экологическая безопасность. Построены новые резервуары хранения бензинов, дренажная система, факельное хозяйство оснастили уникальным для России техническим сооружением – печью сжигания аварийных сбросов. Все эти меры, конечно, требуют колоссальных капиталовложений. Но Компания «ЛУКОЙЛ», традиционно, никогда не жалела денег на безопасность своих работников и охрану окружающей среды.
И сейчас ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» с полным основанием может уверенно смотреть в будущее. Ведь его продукция и ныне имеет самый широкий спрос в России, а больше половины ее уходит за рубеж.
Егор Гоголев