Юбилей за юбилеем

Н. Синюк

В нынешнем году ухтинские нефтепереработчики отпразднуют целую череду знаменательных дат. 20 августа Ухта отметит свой юбилейный день рождения – 85-лет. Столько же исполнится нефтяной промышленности Республики Коми. Кроме того, в этом году – 15 лет с того момента, как ОАО «ЛУКОЙЛ» начало работать в Тимано-Печоре. И, наконец, самая значимая веха для заводчан – 80-летие родного предприятия.

Казалось бы, нефтепереработка – химия до мозга костей. Нагромождение трубопроводов, вентилей, колонн, печей и разнообразного промышленного оборудования. Но за всеми этими сложными и опасными процессами, выпуском продукции бензина, дизельного топлива всегда стоит человек. Сколько людей связали свою жизнь с Ухтинским НПЗ за его восьмидесятилетнюю историю? Тысячи, а может быть, десятки тысяч… Поименно их уже вряд ли назовешь. Но что значат эти люди для завода? Такие как, например, А. Я. Молий или П. С. Белоконь, М. Г. Дворникова или М. И. Быков, Ю. А. Егоров или Е. В. Ипполитов. Эти люди и есть сама история завода. И их общее имя – заводчане. Мы, современные нефтепереработчики, являемся частью большой и дружной семьи, и поэтому обязаны знать своих родственников. И сегодня знакомство с теми, кто является основателями ячейки, тех, кто строил и создавал завод в далекие и сложные тридцатые годы двадцатого века.

После выпуска первой продукции в 1934 году, строительство завода продолжилось. Весной 1938 года на двух деревянных баржах прибыл необычный груз: 25-метровая ректификационная колонна для возводящейся установки АТ (атмосферная трубчатка – прим. автора). Доставка шла кружным водным путем: из Ленинграда через Баренцово море в Нарьян-Мар и далее – вверх по Печоре, Ижме, Ухте. Ректификационная колонна находилась в плавании около двух лет. По воспоминаниям Николая Емельяновича Синюка, весна 1938 года была поздней и холодной. Лебедок не было, поэтому колонну тащили к месту установки двумя воротами на деревянных салазках по каткам. Посмотреть на нее сбегались жители окрестных сел. Николай Емельянович занимался монтажом колонны, и пуск установки считал одним из самых важных событий своей жизни. Николай Синюк окончил коксо-химический техникум в городе Днепропетровске, позже – химико-технологический институт. С 1922 по 1927 годы проживал в Польше, владел немецким и польским языками. С 1934 по 1937 годы работал помощником начальника бензольноректификационного цеха на одном из украинских заводов. В 1937 году был осужден особым Совещанием НКВД на 10 лет. На Ухтинском НПЗ долго работал на разных инженерных должностях, а с 1950 года – начальником цеха АТ. В свое время директор завода Прокофий Семенович Белоконь освободил Николая Емельяновича от работы с целью сбора исторических документов о становлении предприятия и заводчанах. В настоящее время часть архива Николая Синюка хранится в Ухтинском краеведческом музее.

Яков Яковлевич Голобородько – эта фамилия чаще всего встречается в архивных документах, фиксирующих этапы строительства. По документам он числился руководителем Стройгруппы. В Ухтпечлаг прибыл не по своей воле. Яков Голобородько мечтал о научной карьере, но жернова тоталитарного режима повернули его судьбу совсем в другое русло. В 1930 году он был осужден по печально знаменитой 58-й статье «за шпионаж и повреждение народно-хозяйственного имущества» на 10 лет.

Позже, в 1942 году, в автобиографии Голобородько писал: «Постановление особого совещания не видел и формулировки обвинения до сих пор не знаю, однако по ходу допросов предполагаю, что был обвинен по работе на заводе, где за время эксплуатации его частным товариществом допускались нарушения правил использования оборудования и порчи последнего». В 1934 году он был арестован вторично «за срыв пуска нефтеперегонного завода». Хотя о проблемах со сроками неоднократно предупреждал руководство лагеря. «Сроки окончания строительства нефтеперегонного завода под явной угрозой срыва из-за недопустимой работы транспорта. Из 10 лошадей выделяют пять-семь. Лошади во время работы падают, так как их используют для работы и ночью». И так постоянно: то нет стройматериалов, то нет рабсилы, то электросварки. Но времена были такие, что за опоздание по сдаче объекта на 1,5 месяца, Яков Голобородько был вновь привлечен к уголовной ответственности. Далее, строительством занимался майор пограничных войск Оскар Мартынович Оконов. А Яков Голобородько после шестилетнего заключения пошел работать как вольнонаемный в проектно-техническое бюро Ухтижимлага НКВД. Но в 1942 году «за антисоветскую агитацию» осужден еще раз сроком на восемь лет. По окончании его работал главным инженером Войвожского филиала проектно-изыскательного бюро.

Продолжение следует.

Подготовила

Вера Мартынюк

На снимке из архива предприятия: Н. Синюк

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх