Надежда Ивановна Гордиевская боролась с болезнью с присущим ей мужеством до самого конца… Несмотря на неутешительный диагноз, выходила на работу, которую любила до самозабвения. Об этой удивительной женщине, ушедшей из жизни 22 октября, с большой теплотой вспоминают коллеги и дочь, которая последовала по стопам мамы и вот уже несколько лет трудится в Центральном архиве ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Надежда Ивановна была старейшим работником Ярегского отделения архива, сумела так наладить его деятельность, что у посетителей никогда не возникало никаких претензий.
Она пришла в Ярегское нефтешахтное управление в далеком 1972 году. Была слесарем КИПиА, а в 1977-м стала машинисткой. Именно тогда Надежде Ивановне впервые пришлось осваивать работу с документами. С тех пор новые записи в ее трудовой книжке хоть и появлялись, но только в связи с изменениями названий и форм собственности родного предприятия. А в 1996 году Надежду Ивановну назначили архивариусом.
– К каждому документу она относилась, как к родному ребенку, знала «в лицо» каждую справку или запрос. И вообще, эту женщину я бы назвала ходячей энциклопедией – так глубоки и обширны были ее познания в самых разных областях, – рассказывает заведующая Центральным архивом «ЛУКОЙЛ-Коми» Тамара Шалыгина.
По ее словам, Надежда Ивановна без долгих раздумий всегда могла точно сказать, есть ли в наличии тот или иной документ. К ней за помощью частенько обращались сотрудники отдела кадров, а также работники пенсионных фондов разных городов: пенсионное законодательство знала безукоризненно.
Блестящий профессионал, она и в бытовом общении с людьми была очень доступна и доброжелательна. Чтобы клиентам – как правило, людям пожилым – лишний раз не приезжать в архив, давала им номер своего мобильного телефона: можно было позвонить и узнать, готов ли документ.
– Работу она выполняла очень скрупулезно и даже педантично. Ни одна бумага у нее «под сукном» не лежала, ничего не терялось и не забывалось. Она служила настоящим примером для молодежи, уход из жизни такого светлого человека, замечательного специалиста – огромная потеря для нашего архива, – с грустью говорит Тамара Александровна.
Надежда Ивановна окончила годичные курсы еще во Всесоюзном институте архивного дела и документоведения, а затем – в Национальном архиве Республики Коми. Но, тем не менее, постоянно пополняла багаж своих знаний, для чего овладела компьютерной грамотой и Интернетом.
Говорит Валентина Максимовна Данилова (она всю жизнь проработала в Ухтинском отделении Центрального архива и вышла на пенсию только в этом году):
– Надежду Ивановну я знала более десяти лет. Это была удивительная женщина: добрая, отзывчивая, всегда готовая прийти на помощь любому человеку. Работу свою она не просто любила – отдавала ей всю свою душу. По характеру это был настоящий боец, которого не могло сломить ничто, даже смертельный недуг… Приходила в архив как ни в чем не бывало, многие коллеги даже не догадывались, что Надежда Ивановна очень больна. Любила свою семью: мужа, дочь Олю, сына Колю, племянниц. К счастью, успела увидеть внука. Очень жаль, когда от нас уходят такие замечательные люди.
Дочь Надежды Ивановны, Ольга Гордиевская, – старший архивариус Ухтинского отделения Центрального архива Общества – признается, что выбрала профессию только благодаря маме:
– Она служила для меня ярким примером отношения к труду. Еще будучи школьницей, я частенько заходила к маме в архив. Для нее работа была всем, и эта увлеченность постепенно захватила и меня. Я пришла в архив 2007 году, параллельно заочно училась в Московском государственном гуманитарном университете. От мамы унаследовала такие качества, как добросовестность, терпение, аккуратность. Я, так же, как и она, считаю, что архивное дело – очень интересное занятие. Полистать старые приказы, окунуться в атмосферу давно ушедшего времени – это действительно захватывает…
Ольга признается, что дома с мамой у нее были самые доверительные отношения. Великолепная хозяйка, Надежда Ивановна очень любила и умела готовить для семьи и друзей. Ее фирменное блюдо – курицу, запеченную в духовке до ароматной корочки, – гости заказывали на каждый праздник. Каждые выходные стряпала пироги с капустой или ягодами, на семейные дни рождения именинники никогда не оставались без тортов – медовика или «Наполеона». Еще одной кулинарной «фишкой» Надежды Ивановны были ежегодные закрутки: банки с маринованными помидорами и компотами в семье Гордиевских никогда не переводились.
– Я всегда могла обратиться к ней за советом, отказа не было. Очень благодарна ей за все, без мамы сейчас ощущаю во всем мире пустоту. Но светлый ее образ всегда будет для меня путеводным маяком, – признается Ольга Гордиевская.
Егор ГОГОЛЕВ
На снимках из семейного альбома Гордиевских и автора: Надежда Ивановна; Ольга работает с теми же документами, что и ее мама