ПОДЗЕМНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

С. Нечаев с наградными часамиНаграда, которую получил в свой профессиональный праздник машинист шахтного электровоза НШУ «Яреганефть» Сергей Нечаев, стала для него полной неожиданностью. Ему было присвоено звание «Почетный шахтер Республики Коми», а кроме того, жителю Яреги вручил именные часы Глава региона Вячеслав Гайзер.

Сергей Германович работает на нефтяной шахте №2 уже более трех десятков лет. А родился в городе Луза Кировской области в 1959 году. Там же закончил десятилетку, ушел в армию. После демобилизации в 1979-м вернулся в родные места, некоторое время работал на погрузке леса в вагоны.

 

– А на Яреге жил мой дядя. Двоюродный брат как-то съездил к нему в гости, ему в поселке понравилось. И он предложил мне: давай попробуем себя в шахтерском деле. Но так получилось, что я согласился и переехал на Ярегу, а брат не смог. Он работал в Москве, в милиции, начальство не отпустило, – вспоминает С. Нечаев.

С супругой на «тропе здоровья» Сергей окончил в том же году полуторамесячные курсы проходчиков, прошел практику в шахте и в марте 1980-го уже получил четвертый разряд. В этом качестве он проработал вплоть до 1994 года, когда проходку на второй шахте закрыли. Следующие восемь лет трудился крепильщиком. А в 2002 году его перевели в горнорабочие. По словам нашего героя, это была очень тяжелая работа: зачастую приходилось катать груженые вагонетки вручную.

– В 2006 году освободилось место машиниста шахтного электровоза, и я сразу написал заявление на перевод. Еще в 90-х без отрыва от производства я окончил курсы, ходил учиться по вечерам, после смены. Эта работа интереснее, чем была прежняя. Ты не сидишь на одном месте, а катаешься по всей шахте, – признается Сергей Германович.

По его словам, водить электровоз довольно просто: он управляется всего двумя рычагами, а для торможения нужно покрутить колесо. На всякий случай предусмотрена и система экстренной остановки, есть еще звуковой сигнал… Вот, пожалуй, и все приспособления.

Нечаеву приходится водить машины трех типов, которые различаются по весу: от четырех с половиной до восьми тонн. Количество вагонеток тоже не постоянное, в зависимости от груза. С их помощью доставляют на тот или иной участок шахты горную породу, лес, доски, накатник (тоже бревна, только потоньше – для временного крепления). И породы тоже бывают разные: от достаточно легкого песчаника до тяжеленного диабаза. Однако Сергей Германович перевозит не только грузы, но и людей. Для них прицепляются пассажирские крытые вагоны с дверями.

Самый длинный состав, который приходилось водить Нечаеву, насчитывал 15 вагонов. Сколько проезжает километров за одну смену, он сказать затруднился: бывает по-разному. Но зато сообщил, что самая протяженная выработка на второй шахте достигает пяти километров. Если учесть, что каждая пустая вагонетка весит примерно 1,3 тонны, то можно себе представить, каков будет вес груженого состава! Поэтому от машиниста требуются максимальная концентрация и внимательность. К счастью, в практике Сергея Германовича нештатных ситуаций не случалось.

…О том, что ему присвоено почетное звание, он узнал за неделю до отъезда в Воркуту от председателя профкома. Нагрудный знак «Почетный работник Республики Коми» украсил его пиджак, на котором уже есть «Шахтерская Слава» всех трех степеней. А еще машинист с гордостью продемонстрировал часы, подаренные Главой республики, на которых выгравированы приветственные слова Вячеслава Гайзера.

В свободное от работы время наш герой любит побродить по лесу, пособирать грибы и ягоды. Иногда рыбачит на Ярегском озере, где ловятся окунь, щука, плотва. С женой выращивает картошку на своем огородике. Свою супругу, Валентину Ивановну, Сергей Германович называет не иначе как «мой тыл». В этом году Нечаевы отметили 30-летний юбилей совместной жизни. Вырастили двух сыновей, старший, Александр, тоже работает в шахте – бурильщиком, младший, Никита, сейчас выполняет свой гражданский долг: служит в армии в Ивановской области, в ноябре должен вернуться домой.

– У нас уже и внучка есть, ей недавно исполнился месяц, – с радостью сообщил дед.

По его словам, нынешняя жизнь ему очень нравится. И признается, что чувствует себя в шахте как дома. А если человек идет на место работы с легким сердцем и возвращается туда, где его всегда ждут, – значит, он счастлив. Во всяком случае, машинист Нечаев, не очень щедрый на слова, против такой формулировки ничего не имеет.

Егор ГОГОЛЕВ

На снимках автора и из личного архива: С. Нечаев с наградными часами; с супругой на «тропе здоровья» возле Яреги

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх