ЗА ВЕРУ И КРЕСТ

ИллюстрацияВ селе Замежная Усть-Цилемского района прошла Всероссийская научно-практическая конференции «За веру и крест», посвященная 300-летию основания и 270-летию самосожжения Великопоженского скита.

На открытии конференции выступили глава МР «Усть-Цилемский» Алексей Поздеев и министр национальной политики РК Галина Габушева. Приветственные слова в адрес участников от Генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Петра Оборонкова передала представитель Общества в Усть-Цильме Надежда Воробьева.

…Великопоженский скит существовал в районе с 1713 по 1854 годы. Основателями его стали мезенские крестьяне-старообрядцы, бежавшие в Печорский край от преследования властей. Столкнувшись с контролем властей и в Усть-Цильме, староверы вскоре удалились на красивые и обильные покосными лугами берега Пижмы. Вскоре здесь организовался старообрядческий скит, который получил название Великопоженского общежительства, сыгравшего заметную роль, в частности, в распространении грамотности и книг на низовой Печоре.

Однако в 1743 году, по доносу, властям стало известно место проживания староверов, и на Пижму была послана карательная экспедиция. Спасаясь от военных, все населения скита, от мала до велика, заперлось в высокой бревенчатой двухэтажной часовне и приготовилось к самосожжению. Вскоре перед глазами воинской команды запылало пожарище. Погибли все 78 человек, в том числе «33 имени мужских, 45 женских, среди них 24 девицы и 2 младенца женского пола».

Такова краткая и трагическая история существования Великопоженского скита, о которой в очередной раз вспоминали участники конференции.

Кстати, ее работа велась по двум секциям: «Истории формирования и развития Великопоженского общежительства» и «Народная культура Пижмы». Основными темами выступлений на первой секции стали: современное состояние древлеправославия в Усть-Цилемском районе; рукописи печорского бытования, связанные с Великопоженским скитом; презентация книг «Протопоп Аввакум» и «Боярыня Морозова»; основные этапы развития старообрядчества на Печоре; скиты и кельи в старообрядческой традиции Коми-зырян (XVIII – начало XX в. В.) и др. Участники второй секции обсудили такие вопросы, как памятники деревянной резной пластики Нижней Печоры; иконописное наследие Великопоженского скита; Пижемский скит в устной народной традиции Усть-Цильмы, современное бытование духовных стихов и т. д.

Всего было заслушано более 30 докладов. Среди выступавших – ученые, работники культуры, учителя и педагоги, общественные деятели и народные мастера из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Сыктывкара, с. Усть-Цильма и с. Замежная.

Следует отметить, что конференция состоялась при поддержке Министерства национальной политики Республики Коми, администрации МР «Усть-Цилемский», Межрегионального общественного движения «Русь Печорская», Института языка, литературы, истории Коми НЦ УрО РАН, администрации сельского поселения «Замежная» и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», которое не первый год финансирует работу МОД «Русь Печорская».

Надежда ВОРОБЬЕВА,

Сергей АНТОНЕЦ

Иллюстрация с сайта virtmuseum.aonb.ru

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх