В 1932 г. на кустарном керосиновом заводе в Ухте переработкой нефти было получено 26 тонн бензина и 38 тонн керосина. В 1933 г. начато возведение нового, более современного завода: сооружение непрерывно действующей установки первичной перегонки нефти, построенной в суровых климатических условиях при нехватке машин и механизмов, при очень малом числе специалистов. В декабре 1933 года Ухтинскому нефтеперерабатывающему заводу был утвержден первый государственный план по переработке нефти, согласно которому в 1934 году необходимо было переработать 12 тонн нефти и получить четыре вида продукции: бензин, керосин, соляру и мазут. Этот завод можно считать одним из первенцев переработки нефти в новых по тем временам географических районах России. В годы войны на заводе впервые в СССР была освоена атмосферная переработка тяжелой нефти.
В годовом отчете Ухтпечлага за 1934 г. запасы нефти района Промысла №3 (Ярегское месторождение) были исчислены в объеме 5,07 млн тонн. В 1935 г. было добыто 1427 тонн нефти. Затем дебиты скважин резко снизились, а добыча в 1937 г. составила всего 128 тонн. Вязкость добываемой нефти в тысячу раз превышала вязкость обычной. В 1934 г. старший геолог Ухтпечлага Н. Тихонович предложил шахтный метод разработки ярегской нефти. Проект нефтяной шахты разработали инженеры: А. Гармаш, С. Гембицкий, А. Кулевский, П. Завенягин, И. Новосельцев. К строительству шахты для разработки Ярегского месторождения тяжелой нефти приступили 9 июня 1937 г.
Главной особенностью ярегской нефти, кроме высокой плотности, является ее исключительная вязкость – 16000 МПа с. Это, к примеру, в 365 раз больше, чем вязкость «тяжелой» нефти пермокарбоновой залежи Усинского месторождения, расположенного на 250 километров севернее. Залежи нефтей с такой аномальной вязкостью не разрабатывались не только в России, но и во всем мире, поэтому их освоение потребовало особых методов, не применявшихся нигде ранее.
За годы Великой Отечественной войны ухтинцы дали стране 576,4 тысячи тонн нефти, 16 тысяч тонн газовой сажи, около семи тысяч тонн лакового битума, 880 тонн природного асфальта и ряд других важнейших видов военного сырья, имевших большое народнохозяйственное и военно-экономическое значение.
При обследовании открытого в 1943 г. Войвожского газового месторождения была выявлена нефтяная залежь промышленного значения. 19 марта 1946 г. с глубины 713-729 метров скважина №8 дала фонтан легкой нефти дебитом 375 тонн в сутки.
Максим ВОИНОВ,
Никита ЛЯСКОВСКИЙ