…Сначала супруга никуда не хотела ехать, но я настоял. В самом деле, всю весну и все лето работала, не разгибая спины, на даче, так что вполне заслужила право на приятный отдых. И лучше всего это сделать на берегу теплого даже в начале октября моря. Перед таким соблазном моя Люба устоять уже не могла, потому как море обожает безмерно. Правда, все равно, чисто по-женски, притворно вздохнула: ну что ж, раз ты настаиваешь…
После некоторого раздумья местом отдыха был выбран греческий остров Крит.
BACK IN THE USSR
Осознав, что Крит – это часть территории Греции, задумался: а что я знаю об этой стране? И вспомнил своего давнишнего знакомого грека Георгия Георгувяса, с которым вместе учились в Воронежском университете на отделении журналистики филфака, а на первом курсе даже занимали соседние койки в одной комнате общежития. Именно в те далекие уже 1980-е годы у меня и сложились первые представления о том, как живут современные люди на земле древней Эллады.
Главными особенностями внешности щуплого и даже субтильного Георгия были черная, как смоль, окладистая а ля Карл Маркс борода и живые умные глаза, в которых при разговоре всегда читалась некоторая ирония. Грек удивил тем, что в первые же дни купил полное собрание сочинений вождя мирового пролетариата и отправил посылкой на родину. Мол, в Греции это стоит кучу денег, а здесь – копейки. А вещь нужная и обязательно пригодится.
Еще, благодаря Георгию, я узнал, что в Греции в определенное время года очень жарко, из-за чего днем там жизнь полностью замирает и даже собаки не бегают по улицам. Всплеск активности наступает поздним вечером: работают магазины и клубы, слышатся музыка и оживленные разговоры (кстати, именно такую картину мы позже наблюдали и на Крите).
Грек и в Воронеже старался не изменять тамошним привычкам: часов в 11 вечера уходил в уже напоенный ночной прохладой город, а на предупреждения о небезопасности таких прогулок только улыбался: в Воронеже есть хулиганы и преступность? Ерунда! Ты не бывал в Румынии (там жил его дядя), где вечером на улицу в одиночку действительно лучше не выходить, особенно женщинам.
Благодаря моему греку, уже в те годы я узнал, что это за прелесть такая – греческий кофе. Особенно, если его использовать в сильную жару для утоления жажды. Технология приготовления проста до гениальности: в шейкер насыпаешь пару ложек свежесмолотых зерен, заливаешь холодной водой (можно прямо из-под крана), взбалтываешь, тут же разливаешь в чашки или стаканы, а образовавшуюся воздушную, как у кислородного коктейля, пену ложкой накладываешь сверху. Вкус и ощущения – непередаваемые, к тому же напиток утоляет жажду посильнее обычной воды. А еще я впервые узнал, как готовят картошку фри на страшном по тем временам дефиците – оливковом масле – и попытался разучить известный греческий танец «Сиртаки».
Так вот, Георгий был направлен на учебу в Союз греческой компартией, и на первом курсе я частенько интересовался, что пишет о нас газета греческих коммунистов «Ризиспастис». Тот отвечал, что только все самое хорошее и положительное. Я был очень удивлен, о чем и не замедлил сообщить: мол, ты же прекрасно видишь, что у нас проблем и негатива – выше крыши, а в интерпретации вашей газеты – в Союзе чуть ли не все идеально. Вы делаете нам медвежью услугу, неправильная у вас политика, заключал я. Нет, наша политика правильная, возражал мой оппонент. Вы – наш маяк, вы на самом деле тот идеал, к которому нужно стремиться. Чувствовалось, что говорит Георгий искренне, но все равно его слова сеяли в душе некие смутные сомнения. Выходило, что о нас намеренно, пусть и из лучших побуждений, выдумывают миф, а потом могут предъявить претензии, дескать, почему вы ему не соответствуете.
В конце учебы с Георгием все так и получилось. На госэкзамене по научному коммунизму ему не просто поставили четверку, но при этом еще и упрекнули в оппортунистических взглядах. Всегда спокойный и добродушный парень, придя в общежитие, с досады устроил в своей комнате настоящий погром, вдребезги разбив телевизор, магнитофон, стереопроигрыватель, ну и прочее, по мелочи.
Только много позже я понял, что для Георгия все случившееся тогда с ним действительно выглядело чуть ли не трагедией. Но никакой тут нашей вины не было, просто созданный самими греками идеал рухнул под напором суровой действительности.
Все это еще раз вспомнилось уже на Крите, когда читал рекламный проспект, где были лишь одни восхищения и восклицания. Но в жизни так не бывает, что вскоре и подтвердилось. Непонятно с чего нагрубившая мне владелица газетного киоска; уставшая за день обслуга ресторана, громыхающая во время ужина грязной посудой буквально у тебя под носом; порой откровенно не лестные отзывы российских туристов в соответствующей книге… Все это и многое другое как бы говорило: жизнь населяющих эту землю людей так же далека от идеальной, как и у нас. У них тоже есть свои проблемы и тоже иногда не выдерживают нервы.
КАК В ДЕРЕВНЕ
…Огромный «Боинг» уже вышел на финишную прямую, причем, создавалось стойкое впечатление, что садиться мы будем непосредственно в море. Восхитительное зрелище: в иллюминаторе, совсем рядом, несутся навстречу барашки волн, но в душе никакого страха, только один восторг… Еще несколько секунд – и за стеклом неожиданно возникает взлетная полоса, на которую мы буквально тут же и садимся…
Поселили нас в отеле, стилизованном под критскую деревню. В двухкомнатном номере душ, холодильник, телевизор, два небольших, но очень уютных балкончика. Помещение просторное, вполне можно устроить вечеринку с приглашением полдюжины гостей. На окнах – деревянные ставни, плотные шторы, пол голый, в шероховатостях. Заметив после первой же уборки, что вода лужицами блестит во всех этих неровностях, супруга высказала свое неудовольствие. Ерунда, отшутился я, просто это фишка такая: типа как в деревенском доме. А вода высохнет…
Очень скоро мы к этому привыкли и даже нашли в этом свою прелесть. И действительно, было приятно, придя с жаркого пляжа, пройтись босиком по прохладному, местами мокрому полу. В тысячу раз лучше, чем на египетских курортах, когда уборщик-араб больше часа елозит в вашем номере, и нет никакой возможности попасть к себе.
ПЕРВОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ И ПОИСКИ ГИДА
…3 октября, семь часов утра (по московскому – девять), первое пробуждение на Крите. Потрясающая тишина. В открытую балконную дверь (наш номер на уровне второго этажа) вижу картинку, очень похожую на слегка размытую фотографию. Чувствуется, что солнце уже встало, но оно где-то сбоку, за высокой горой, и его лучи еще не достали фиговых деревьев, что растут под нашим балконом, защищая нас от не в меру любопытных взглядов с улицы. Лежу и просто смотрю на эту «фотографию»… Вдруг одна из верхних веток сделала несколько едва заметных маятниковых движений, словно помахала кому-то (может, мне?!) рукой. И замерла. Как будто только сквозь нее одну прошла очень узкая, невидимая струя воздуха… Но вот темный фон одного из деревьев беззвучно прочертила какая-то неведомая птица. И только после этого, опять же неожиданно, порозовели верхушки деревьев, следом донеслось дуновение ветра и раздался голос первой критской птахи.
С момента пробуждения прошло ровно 30 минут.
После завтрака иду искать нашего гида. Что-то новенькое, очевидно, из разряда местных ноу-хау. В Египте, Тунисе, Турции, например, было наоборот – гид искал своих подопечных, чтобы рассказать им о программе пребывания и сообщить другую, не менее важную, информацию.
На рецепшене с помощью русских и английских слов, а также красноречивых жестов узнаю, что за нашим гидом закреплены не только этот, но и несколько других отелей. Поэтому, когда он появится именно здесь, неизвестно. Настаиваю, чтобы нас связали по телефону. Без особого энтузиазма, но мне идут навстречу. После нескольких безуспешных попыток, наконец, в трубке слышу далекий голос. Оказывается, гид находится в машине, далеко и высоко в горах. Договариваемся встретиться в холле отеля в 9 часов вечера.
Впрочем, ничего путного из нашего общения не вышло. Посетовав, что туристический сезон уже закрывается, а потому набрать полноценную группу для экскурсий по самым достопримечательным местам вряд ли удастся, гид предложил, так сказать, эксклюзивный вариант, назвав при этом весьма серьезную сумму.
Посоветовавшись с супругой, на следующий день я передал бизнесмену от туризма наш вежливый отказ, после чего гид явно заскучал и потерял к нам всякий интерес. Но мы на него не были в обиде. Просто стали думать, как нам все-таки посетить Диктейскую пещеру, где, согласно древнему мифу, родился Зевс, а также сплавать на остров Санторин, взрыв вулкана на котором «порушил» в очень давние времена минойскую цивилизацию, существовавшую на Крите.
Сергей ЛУЧНИКОВ
На снимках автора: в аэропорту Ираклиона, главного города острова; вид на море и пляж одного из местных отелей
Окончание следует