Выступление этой улыбчивой большеглазой девушки на недавней XI конференции молодых ученых и специалистов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по-хорошему удивило многих. Я и сам, признаться, когда познакомился с ее научно-технической разработкой, был сражен простым и, что называется, лежавшим на поверхности решением сложной проблемы. Но это кажущаяся простота. Почему-то ведь никто прежде до такого не додумался. А вот Анна Крапивина, инженер по охране окружающей среды из ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз», не только предложила новую технологию рекультивации земель, но и подтвердила ее успешными опытами.
Опыты она проводила прямо на рабочем месте, в своем кабинете. От основной работы они не отвлекали, для них не требовалось специального оборудования. Процесс шел сам по себе без участия Ани, ей оставалось лишь время от времени фиксировать результаты. И эти результаты зримо подтвердили ее догадки. Впрочем, не стану дальше интриговать читателей и расскажу о сути дела.
Не новость, что активная хозяйственная деятельность сопровождается повреждениями, а то и разрушением почвенно-растительного покрова земли. Основным материалом для строительства дорог, площадок под буровые и других сооружений, как известно, является песок. Вот почему площадь карьеров, насыпей, отвалов и растет с каждым годом, что неминуемо влечет за собой негативные изменения в биосфере.
Компенсировать их можно лишь масштабными работами по рекультивации песчаных пустошей. И работами, стоит заметить, весьма дорогостоящими. Но тут возникает следующая проблема. Почвы в разных регионах очень различаются, как различается их плодородие. Оно ведь зависит от количества гумуса, климатических условий, рельефа местности и розы ветров. Например, в Черноземье мощность гумусового слоя достигает метра, а в заполярной тундре составляет от силы пять сантиметров.
В таких условиях применение только биологических приемов противоэрозионной защиты задачу не решает. Обычный искусственный посев трав с использованием различных минеральных удобрений малоэффективен, потому что отсутствуют благоприятные по влажности и температуре стартовые условия.
Посеянные семена уносятся ветром, смываются дождями, а удобрения и стимуляторы роста вымываются из почвы. Без пленочного покрытия песчаные грунты быстро высыхают, и семена гибнут. Но как сформировать эту защитную пленку?
И вот Аня как-то подумала: а что, если приготовить специальный бентонитовый состав? Этот жидкий глинистый раствор из буровой глины, обычного обойного клея, смеси семян трав и удобрений с добавлением воды прилипал бы даже к наклонным сыпучим песчаным поверхностям. Кроме того, такие растворы на основе бентопорошков обладают свойствами пластичности, вязкости, набухания. То, что нужно для быстрого прорастания зеленых насаждений…
Вскоре в цветочных горшках на подоконниках ее кабинета зазеленела травка. Сработало! Летом Аня отправится на один из нефтепромыслов, скорее всего, Тэдинский, чтобы проверить все еще раз в полевых условиях. Что немаловажно, такой состав можно замешать и наносить на поверхность рекультивируемых земель с помощью стандартного промыслового оборудования – цементировочного агрегата, снабженного насосом.
По расчетам Анны Крапивиной, применение этого метода экономически более выгодно, нежели проведение биологической рекультивации по традиционной технологии. На каждом гектаре можно сэкономить сотни тысяч рублей!
…В институтах учат многому полезному. Но если ты всю жизнь провел в городе, среди асфальта, эти знания мало что изменят в понимании, а точнее, непонимании мира живой природы. Анин ответ на мой вопрос о ее детстве все разложил по полочкам. Оказалось, она родом из небольшой поморской деревни Сояна, что стоит на берегу одноименной речки в Мезенском районе Архангельской области. Комментарии, как говорится, излишни. Не правда ли?
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке автора: Анна Крапивина