2022 год для Службы заместителя генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по бурению стал успешным в нескольких направлениях. Установлены очередные буровые рекорды, значительно сократилось непроизводительное время, меньше времени уходило на ликвидацию осложнений, активно и повсеместно использовались новые технологии. Самыми яркими достижениями с «СВ» поделился начальник Технологического управления Илья Якупов.
Обозначенные показатели стали возможны за счет комплекса технологических и организационных мероприятий, таких как применение при строительстве РУО (раствора на углеводородной основе), подборка КНБК (компоновки нижней части бурильной колонны) для сокращения количества слайда, уменьшение проработок после бурения свечи и времени промывки перед очередным наращиванием на секциях 295,3 и 219,1 мм, а также внедрение системы материальной мотивации непосредственно задействованного персонала в процессе строительства скважины.
По словам нашего собеседника, одним из важных достижений можно назвать тенденцию роста коммерческой скорости за обозначенный период. Так, при плане 1 689 м/ст.-месяц (это значит, что за 30 дней столько прошла бы одна буровая установка) факт составил 1 976 м/ст.-месяц, что на 25 % выше фактических показателей 2020 года. При этом непроизводительное время в часах на 1 000 метров сократилось в 4,5 раза, время на ликвидацию осложнений – на 36 % к 2021-му.
– Безусловно, 2022 год стал переломным в части кратного сокращения непроизводительного времени, – отмечает Илья Якупов. – Результат, который мы имеем сегодня, достигнут в том числе за счет применения передовых технологий бурения, мероприятий по повышению эффективности строительства скважин, внедрения цифровых инициатив и совместных мероприятий ЛУКОЙЛ-Коми и «ПермНИПИнефти».
Самыми частыми проблемами при бурении скважин можно назвать поглощения, нестабильность ствола при бурении секции под кондуктор и промежуточную колонну, газонефтеводопроявления (ГНВП).
Например, при ликвидации катастрофических поглощений использовалась установка цементных мостов, при частичных бурение велось с замещением на полимерную воду, полимерглинистый и полимербентонитовый растворы и т. д.
При нестабильности ствола на скважинах применялись следующие технологические решения: бурение на обсадной колонне (ОК) диаметром 324 мм, применение РУО под секцию ОК 245 мм, спуск ОК 245 мм с вращением.
С целью минимизации риска возникновения ГНВП производилась остановка близлежащего нагнетательного фонда скважин, корректировались параметры промывочных жидкостей и проектных решений в части изменения конструкции скважин.
За год за счет обеспечения объектов освоения собственным супервайзингом, а также выездного контроля сотрудниками службы по бурению и специализированного сервиса с целью профилактики и недопущения аварий частично удалось сократить затраты непроизводительного времени.
Отдельно Илья Якупов обратил внимание на вопрос реконструкции скважин методом зарезки боковых стволов (ЗБС). По его словам, основными проблемами здесь являются:
– зарезка в несовместимых условиях бурения;
– неустойчивость стенок скважин;
– дифференциальные прихваты.
С целью снижения геологических и технологических рисков по скважинам-кандидатам, предлагаемым в программу ЗБС на 2023–2025 годы, службами по бурению, по геологии и «ПермНИПИнефтью» были разработаны критерии оценки буримости боковых стволов на месторождениях ЛУКОЙЛ-Коми. В результате часть скважин была исключена из планов на бурение в связи с большими рисками осложнений и аварийности.
Экономический эффект от внедрения оптимизационных мероприятий по повышению качества строительства и снижения затрат по скважинам на месторождениях в 2022 году составил более 300 млн рублей.
Светлана БЫКОВСКАЯ
Немного о цифрах:
Впервые за более чем 20-летнюю историю деятельности Компании в Тимано-Печорском регионе на Прохоровском месторождении была построена наклонно-направленная скважина, глубина которой по стволу составила 6 175 метров.
Там же, на Прохоровском, установлен рекорд коммерческой скорости – 3 083 м/ст.-месяц, что
на 8,6 % выше рекорда 2021 года.
На Ярейюском месторождении рекорд коммерческой скорости составил 3 321 м/ст.-месяц, что на 5,5 % выше рекорда 2021 года.
Экономический эффект у каждого проекта исчисляется десятками миллионов рублей.