Выхода на заслуженный отдых многие из нас ожидают, испытывая прямо противоположные чувства: радость и тревогу. С одной стороны, наконец-то можно осуществить то, на что вечно не хватало времени. Переживания же одолевают из-за мыслей о размере пенсионных выплат. Впрочем, как минимум две трети нефтяников ЛУКОЙЛ-Коми уже позаботились о будущем, включившись в корпоративную программу Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Открытие».
О том, что такое пенсионные накопления, как работает эта система, мы поговорили с директором Службы развития пенсионных программ НПФ «Открытие» Юрием Мамонтовым.
– Юрий, насколько активно подключаются работники ЛУКОЙЛ-Коми к корпоративной пенсионной программе?
– С ЛУКОЙЛ-Коми наш фонд взаимодействует с 2005 года. Каждый квартал мы направляем информационные письма, в которых показываем, как меняется в процентном соотношении участие работников в корпоративной программе. И ЛУКОЙЛ-Коми на сегодня в бизнес-секторе нефтедобычи идет на втором месте по количеству участников с показателем 72 % по общему охвату работников.
Сегодня порядка 72 % нефтяников ЛУКОЙЛ-Коми участвует в корпоративной пенсионной программе, это достаточно высокий показатель среди дочерних обществ всей Компании.
Программа предусматривает внесение в фонд на свой пенсионный счет денежных средств от 1 до 4 % от заработной платы. Отчисления большинства работников составляют 1 %. Но в последние годы все больше людей принимает решение изменить размер своих перечислений, тем самым делая подушку безопасности, которая формируется по этой программе, более существенной, серьезной, и это в дальнейшем приводит к росту корпоративных пенсий. В результате их пенсия значительно выше, чем у тех, кто подошел к вопросу несколько формально.
– Такая тенденция – это результат чего? Сарафанное радио работает?
– Работает все! Где-то больше, где-то меньше. Активнее сегодня подключаются те нефтяники, чьи родители выходили на пенсию и получали выплаты от нашего НПФ и ЛУКОЙЛа, и дети, приходящие сюда работать, на примере своих родителей с первых дней включаются в программу и формируют пенсионные сбережения. Другой момент, что наши люди становятся финансово грамотнее.
– К корпоративной пенсионной программе можно подключаться с первого дня работы?
– С первого дня и в любой момент своей трудовой деятельности.
– Существуют ли ограничения?
– Да, возрастные. Когда мужчине исполняется 65 лет, женщине – 60. С этого момента предприятие перестает удваивать отчисления в программу.
– Что значит «перестает удваивать»? Это какой-то дополнительный бонус участия в программе?
– Смысл программы какой? Человеку предлагают делать свои личные накопления по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). За то, что он это делает, Компания переводит в фонд в его пользу на личный именной счет ровно столько же. То есть он формирует копилку, и ровно такую же формирует для него предприятие. И когда работник, достигнув пенсионных оснований, увольняется, помимо государственной пенсии, он получает выплаты еще из двух источников: из своей копилки и из копилки, которую пополнял для него ЛУКОЙЛ-Коми. А размер этой выплаты зависит от того, сколько нефтяник успел накопить.
Накопить больше можно двумя способами – раньше начать и больше перечислять. Но оговоримся, что предприятие на сегодня не удваивает взносы больше, чем 4 % от заработной платы.
Еще важный момент. Деньги работника сразу поступают в НПФ, как банковский вклад формируется у человека, а предприятие свою часть средств переводит на отдельный именной счет в фонд за несколько лет до выхода работника на пенсию, до этого это, скорее, можно назвать финансовыми обязательствами Компании.
– Можно ли вступить в программу, например, за год до выхода на заслуженный отдых?
– За год вступить можно, но, к сожалению, доплата к пенсии будет не очень большая, так как за один год накопить что-то существенное сложно. Но она, безусловно, будет.
– А если работник захочет перечислять в фонд более 4 %?
– Это тоже возможно! Например, в прошлом году некоторые работники писали заявление на перечисление 20 % от зарплаты, мотивируя это решение тем, что государство предоставляет налоговую льготу, которую они бы хотели использовать. 13 % социального налогового вычета от денег, которые перечисляет человек в НПФ, государство готово вернуть (по закону не более 15 600 рублей в год).
– Как посчитать, сколько составит доплата к пенсии?
– Если работник в течение 10 лет отчислял по одной тысяче рублей, то в его пенсионной копилке 120 тысяч, еще 120 тысяч рублей дает предприятие. По Положению Компании «ЛУКОЙЛ» свои накопления человек может в течение пяти лет после выхода на заслуженный отдых получить в виде пенсионных выплат из фонда. То есть ежемесячно доплата к пенсии составит по две тысячи из своей копилки. Плюс из копилки, сформированной предприятием, ему будет осуществляться пожизненная выплата в размере примерно одной тысячи рублей.
– Что произойдет с накоплениями, если человек уволится из ЛУКОЙЛ-Коми до достижения пенсионного возраста?
– Если человек увольняется и не планирует дальше работать в любой организации Группы «ЛУКОЙЛ», то он имеет право договор расторгнуть и забрать все свои перечисленные средства. Долю работодателя же может получить только в виде пенсии. Работая в лукойловской структуре, он может пополнять свою пенсионную копилку дальше. А это является дополнительным стимулом, чтобы работать в ЛУКОЙЛе!
Единственное, чтобы пенсия была более весомой, нужно ответственнее к ней относиться. Я считаю, раз в несколько лет необходимо в момент индексации заработной платы изменять размер своих перечислений хотя бы на один процент, чтобы через 5–7–10 лет использовать корпоративную программу по максимуму.
– И все-таки, несмотря на все «плюшки», на всю привлекательность участия в программе накопления пенсии, у нас еще достаточно работников, что не могут решиться на этот шаг. Как считаете, в чем причина?
– Это и сохраняющийся еще с советских времен менталитет, когда человек надеялся на государство, и негативный опыт, который был в момент развала Советского Союза, когда «прощались» обязательства, которые у людей накапливались в банках. И этот непростой опыт у людей из поколения в поколение передается.
Впрочем, сегодня уже можно с уверенностью говорить, что подобной ситуации, когда люди вмиг потеряли все свои сбережения, как в 90-х, не произойдет. С 1 января 2023 года средства застрахованы на государственном уровне по аналогии с банковскими вкладами.
– В чем суть этих изменений?
– Если негосударственный пенсионный фонд по какой-то причине лишается лицензии, государство гарантирует, что средства, которые человек и его работодатель перечислили в этот фонд, будут так или иначе выплачены либо через другой НПФ, либо через Агентство по страхованию вкладов.
C 1 января 2023 года добровольные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах застрахованы на случай банкротства фонда или аннулирования его лицензии. Возмещение будет выплачиваться из отдельного гарантийного фонда Агентства по страхованию вкладов.
Гарантия возврата распространяется на пенсионные сбережения, которые сформировались у клиентов на именном счете за счет их личных взносов, отчислений работодателя и инвестиционных доходов. Средства в пределах страховой суммы граждане смогут получить сами либо перевести их в другой НПФ по своему выбору. Если человек уже начал получать негосударственную пенсию на момент прекращения работы фонда, то ее выплата продолжится, но не более чем в двукратном размере социальной пенсии по старости. Обязанность по выплате пенсии будет передана в другой НПФ, отобранный по конкурсу.
– Есть способы, чтобы подвигнуть делать пенсионные накопления тех, кто еще не определился?
– Во-первых, это информирование. ЛУКОЙЛ-Коми – социально ориентированное предприятие, он заботится о благосостоянии своих сотрудников и заинтересован в том, чтобы каждый, даже на самом отдаленном промысле, знал о существующих возможностях увеличения размера своей будущей пенсии. В связи с этим было принято решение организовать встречи с трудовыми коллективами, чтобы донести все плюсы участия в программе.
В январе-феврале я в сопровождении работников Управления социальных программ предприятия побывал в цехах ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». Объехал все месторождения. Результатом этой работы является то, что уже более 80 работников этого подразделения присоединились к программе. При численности коллектива полторы тысячи это почти 6 %! В конце прошлого года такие же встречи прошли в ухтинском подразделении. Но там и так был довольно хороший показатель – 88,3 % работников участвует в программе.
– Какой вопрос наиболее часто задают участники программы на встречах с представителями вашего фонда?
– «Что будет с пенсионными накоплениями в случае смерти работника?»
– И что же будет?
– Все самостоятельно перечисленные работником средства наследуются. Если организация открыла в пользу работника именной пенсионный счет, и на него уже стала перечислять средства – а в случае ЛУКОЙЛ-Коми это происходит за 6 лет до выхода работника на пенсию, то и эти средства подлежат наследованию.
– Думаю, многих интересует вопрос, а не обесценятся ли те средства, что были перечислены в фонд ранее, пока дело дойдет до пенсионных выплат? Тысяча рублей 20 лет назад – это не то, что тысяча сегодня.
– Я всегда говорю: не знаю, что случится в будущем, но могу сказать, как это уже было в прошлом. История богатая даже у нашего фонда. В одной командировке в Нарьян-Маре встретился с мужчиной, который заключил с нами договор в 2005 году, по нему перечислил 668 рублей и уволился, то есть с того момента больше ни одного взноса не делал. Так вот эти 668 рублей за счет инвестиционного дохода сегодня преобразовались в 2 480 рублей – примерно 370 % накопленного дохода!
В отличие от других программ, в том числе банковского вклада, накопления в негосударственном пенсионном фонде – это в первую очередь долгосрочное вложение. Период накоплений может достигать нескольких десятков лет. У негосударственной пенсии как продукта есть ряд преимуществ: возможность получать социальный налоговый вычет от суммы личных взносов (13 %); сформированные пенсионные средства в НПФ могут подлежать наследованию; если работник участвует в корпоративной пенсионной программе, то его взносы могут увеличиваться за счет взносов работодателя.
– При увольнении человека из ЛУКОЙЛ-Коми до достижения им пенсионного возраста прекращается ли действие договора с НПФ?
– Нет, если на это нет желания самого работника. Человек может продолжать и самостоятельно формировать средства по этому договору НПО, но уже без возможности получать удвоение взносов от своего работодателя. Можно на какое-то время прекратить перечисление взносов, а потом возобновить, также при возвращении на любое лукойловское предприятие – возобновить пополнение пенсионных сбережений уже по долевой корпоративной программе.
Это заголовокАлександр БАРАНОВ,
начальник Управления социальных программ ЛУКОЙЛ-Коми:
– Когда ЛУКОЙЛ-Коми только начинал сотрудничать с пенсионным фондом «Открытие», мне было уже за 40 лет, сейчас 63. И все эти годы я участник программы. Очень быстро время проходит. Кто постарше, тот, конечно, уже начинает задумываться о пенсии, молодежь же считает, что все это еще очень далеко, и пока у них другие приоритеты: кредит, ипотека и так далее. Я лично считаю, что подушку безопасности нужно начинать готовить уже в 20–30 лет, а когда это происходит в 50, то и прибавка к пенсии будет не столь ощутима, как того хотелось бы. Поэтому мы сегодня ездим по коллективам, чтобы разъяснить людям все плюсы участия в программе. Кстати, мы сегодня ведем работу, чтобы именной пенсионный счет на работника предприятие открывало не за шесть лет до его выхода на заслуженный отдых, а за 15. Надеюсь, наша инициатива будет поддержана в руководстве Компании.
Будучи в командировках в северном и ухтинском ТПП, Юрий Мамонтов жил в общежитиях вместе с нашими вахтовиками, наблюдал за тем, как они проводят свободное от работы время. А вернувшись, задумался, как можно быт нефтяников на вахте хоть чуть-чуть разнообразить.
Было принято решение поощрить наиболее активные подразделения и их сотрудников, участвующих в программе, приобретя для цехов полезности: массажеры для спины, настольные игры, книги и т. д. Все эти вещи стали приятным бонусом для бригад, где все или почти все работники являются участниками корпоративной пенсионной программы.
►Бригада № 2 по обслуживанию установки очистки газа и производства серы с блоком грануляции установки подготовки нефти «Восточный Ламбейшор» КЦДНГ № 3 – 100 %-е участие.
Мастера: Иван Александрович Моисеев, Павел Анатольевич Кольцов.
►Бригада по ремонту технологических и промысловых трубопроводов (Возейское НМ) цеха сервисного обслуживания – 100 %-е участие.
Мастера: Константин Валерьевич Лукин, Игорь Владимирович Бортанов.
►Бригада по добыче нефти и газа № 4 (Возейское, Верхневозейское НМ) КЦДНГ № 4 – 95 % участия.
Мастер Носов Виталий Алексеевич.
Вручение дипломов и подарков прошло в День мастера в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».
Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото Александра ГРЫЗЛОВА и Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ