В подразделениях ЛУКОЙЛ-Коми стартовал первый этап XXII Конкурса молодых работников и специалистов на лучшую научно-техническую разработку. Первым в битву идей вступило НШПП «Яреганефть», где инициативы, которые могут принести пользу нефтешахтному предприятию, в этом году представили 10 молодых новаторов.
Среди них были участники и призеры предыдущих конкурсов. Например, механик ЦППД Степан Балин в 2021 году победил и в первом, и во втором этапе, когда соревновались представители всех структурных подразделений ЛУКОЙЛ-Коми, а инженер отдела добычи нефти Азизжон Махмудов на первом этапе стал третьим, а на следующем занял второе место.
И все-таки половина участников конкурса, в том числе и единственная девушка – Ксения Грибунина из Маркшейдерской службы – проходили это испытание впервые. Впрочем, как отмечают организаторы, первый блин комом не оказался.
По словам заместителя директора НШПП по геологии и разработке Степана Огановского, все представленные работы интересны и актуальны для нефтешахтного предприятия, а некоторые и для Компании в целом. В пример Степан Владимирович привел инициативы, предложенные Азизжоном Махмудовым и машинистом технологических насосов ЦППН Алексеем Горячевским.
– Тема работы Азизжона – «Внедрение системы управления подачи заявок», Алексей предложил идею по использованию модифицированного асбестового наполнителя в качестве материала для предотвращения поглощения бурового раствора, – отметил Степан Огановский. – Обе разработки достойны внимания на более широком уровне, чем только в НШПП «Яреганефть».
Кстати, в этом году в положение о Конкурсе были внесены некоторые изменения. Так, организаторы включили пункт о необходимости оформления паспорта на предлагаемую инициативу, за что участники могли получить дополнительные баллы. И, по словам Степана Огановского, из 10 представленных работ паспорта были у восьми, оставшиеся инициативы находились в процессе оформления. Также прибавлялись баллы, если идея нацелена на импортозамещение.
– Вопрос очень актуальный в сегодняшних реалиях для отрасли в целом, – заметил Степан Владимирович. – Такую инициативу предложил мой тезка – Степан Балин. Тема его работы касалась применения подшипников скольжения на основе полимерного материала К30ПТ.
Подводя итоги, можно отметить, что все названные молодые люди вошли в число призеров первого этапа конкурса. Азизжон Махмудов и Алексей Горячевский поделили третье место. Степану Балину, который, кстати, защищал свою работу дистанционно из Москвы, комиссия присудила серебро. Золото в этот раз взял ведущий инженер отдела добычи нефти НШПП Кирилл Богославский, который предложил идею по установке на подземные добывающие скважины устройства дренажного.
Сейчас в нефтешахтах при дренировании скважин используются клапаны-отсекатели устьевые (КОУ). Принцип их работы: КОУ дренируют НСЖ, запирая пар. При этом он не выходит в горную выработку и не нагревает рудничную атмосферу.
Кирилл предложил применять механизм, исключающий ряд недостатков КОУ. Это устройство дренажное сконструировано так, что может работать на скважинах как высоко-, так и низкодебитных. Работа его полностью автономна и не требует вмешательства сотрудников шахты. Состоит оно из двух камер: верхняя – газо- и парозапирающая, нижняя – дренажная. Есть возможность его термоизолировать, предусмотрена установка приборов учета параметров работы скважины: термоманометра (в перспективе – установка датчиков температуры и давления), счетчика НСЖ для учета добываемой жидкости в реальном времени. Огромный плюс – возможность внедрить устройство в закрытую систему нефтесбора, что позволят сделать автоматизированную добычу, т. е. минимизировать участие персонала в процессе добычи НСЖ, улучшить температурный режим в уклонных блоках, повысить объемы добываемой нефти. Также имеется возможность организовать вывод на верхний уровень всех параметров работы механизма со скважины: вся информация с приборов и сведения о состоянии устройства дренажного – на пульте управления диспетчера.
– У этого устройства очень много преимуществ: от снижения температуры рудничной атмосферы и повышения автоматизации процесса добычи до сокращения затрат на расходные элементы и отсутствия необходимости его постоянного обслуживания, – отметил Кирилл Богославский. – Оно существует в единственном экземпляре, и сейчас мы его испытываем на практике.
Все призеры примут участие во втором этапе конкурса.
Даниил ШИМОРОВ