– категорично заявляет Андрей Ружников, представляющий наш регион в Общественной палате РФ
В нынешний состав Общественной палаты РФ избраны и шесть представителей от 11 субъектов Северо-Западного федерального округа. По сравнению с предыдущим созывом их стало меньше, что налагает на оставшихся участников консультативно-совещательного процесса дополнительную ответственность. В частности, в ходе проведения грамотной и взвешенной экспертизы ключевых законопроектов и правительственных решений на стадии их подготовки. В число таких людей входит и сегодняшний собеседник «СВ» председатель Совета региональной общественной организации «Щит» нарьянмарец Андрей Ружников.
Организация «Щит» объединяет в своих рядах участников боевых действий на территории Чечни, а также тех, кто воевал в Афганистане или служил в других «горячих точках». Что касается А. Ружникова, то у него за плечами 13 месяцев опасной чеченской «командировки», пришедшейся на начальный, самый тяжелый период той войны.
Поэтому членство в Общественной палате РФ для него – это, конечно же, прежде всего возможность выполнить долг боевого братства по отношению к людям, которые по приказу Родины рисковали жизнью в различных вооруженных конфликтах новейшей истории. Он – их рупор, их голос, обращенный к высшим эшелонам власти.
КОГДА ВЛАСТЬ И БИЗНЕС — ПАРТНЕРЫ
– Из 124 членов Общественной палаты РФ только двоим довелось лично пройти через горнило боев в Афганистане и Чечне, – говорит А. Ружников. – И мы просто обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы донести до законодателей, до руководства страны объективную информацию о нерешенных проблемах, с которыми продолжают сталкиваться вчерашние военнослужащие. Чаще всего это бывает связано с душевной черствостью и бюрократизмом чиновников на местах. Они до сих пор под разными предлогами то и дело игнорируют гарантированные законом льготы и обязательства государства. Это касается и предоставления жилья, и трудоустройства, и реализации программ социально-реабилитационных мероприятий, и других вопросов.
Впрочем, в некоторых субъектах РФ накоплен позитивный опыт внимательного отношения к этим проблемам, их эффективного решения. В числе таких регионов можно назвать НАО и Республику Коми, где региональные власти в партнерстве с крупным бизнесом, и в частности с руководством ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», обычно идут навстречу ветеранам локальных войн. И это является еще одним подтверждением того, что на Крайнем Севере живут и работают люди особой закалки, открытые и отзывчивые.
– Но согласитесь, Андрей Григорьевич, что на федеральном уровне специфические особенности и трудности жизни на Крайнем Севере далеко не всегда учитываются.
– Именно поэтому считаю крайне важным для себя отстаивание с трибуны Общественной палаты РФ интересов всех северян. Северная специфика отнюдь не исчерпывается географической удаленностью или суровостью климата – предостаточно и прочих нюансов. О многих из них шла речь на состоявшейся 11 февраля в Сыктывкаре Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов севера России в современных условиях» (см. статью «Будет ли учтен
лукойловский опыт» в номере «СВ» от 26 февраля 2010 года – Ред.).
Полностью солидарен со старшим коллегой по Общественной палате РФ Игорем Шпектором, который утверждает, что устойчивость жизнеобеспечения и будущее большинства северных населенных пунктов в решающей степени зависят от позиции собственников градообразующих предприятий. Там, где они проявляют готовность соучаствовать в расширении городской инфраструктуры и строительстве социально-культурных объектов, как это делается «ЛУКОЙЛом», скажем, в Нарьян-Маре, прогрессивные перемены очевидны и бесспорны.
К примеру, нынешнее активное возведение жилых домов в столице НАО оказалось бы невозможным, если бы «ЛУКОЙЛ» в свое время не выделил деньги на строительство второй очереди очистных сооружений…
Но я в своем выступлении на этой конференции затронул несколько иную тему, оказывающую заметное влияние на все сферы жизни НАО. Я говорил о необходимости нормализации межрегиональных отношений и поиске приемлемых вариантов дальнейшего взаимодействия Архангельска и Нарьян-Мара.
ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ
– Нельзя ли об этом поподробнее?
– Дело в том, что передача Архангельской области ряда государственных полномочий, исполняемых на территории округа, существенно осложнила социально-экономическую ситуацию в НАО. Область эти полномочия приняла и не намерена отказываться, но при этом не способна финансировать их в полном объеме.
Налицо негативные последствия такой политики: резко ухудшилось положение перешедших под эгиду Архангельска бюджетных учреждений, под угрозой срыва осуществление северного завоза, прекращено субсидирование авиаперевозок по местным воздушным линиям, накоплено 250 млн. рублей долга перед строителями автодороги Нарьян-Мар – Усинск и так далее.
Как и всех жителей НАО, меня это очень тревожит, и уж тем более недопустимо, чтобы подобный сценарий был взят за основу в случае возвращения к идее укрупнения регионов на пространствах северо-запада страны.
– Андрей Григорьевич, а разве эта идея с повестки дня федеральным центром не снята?
– Судя по тому, что продолжается ее обсуждение, она остается актуальной, равно как и планы по увеличению пенсионного возраста для россиян. В чем я и удостоверился, приступив в феврале к своей работе в Общественной палате РФ и познакомившись с некоторыми документами.
По этому поводу хочу заметить, что постараюсь использовать все свои возможности и полномочия, чтобы доказать: планируемое увеличение пенсионного возраста не должно распространяться на жителей Заполярья и Крайнего Севера. Здесь жизненная энергия расходуется гораздо быстрее, нежели в средней полосе России. Состояние здоровья подавляющего большинства северян заметно хуже, чем у их сверстников из других регионов. В первую очередь это относится к представителям коренных малочисленных народов Крайнего Севера – так, многие оленеводы даже сейчас просто не доживают до пенсионного возраста.
При этом я готов признать целесообразность увеличения пенсионного возраста в целом по стране, поскольку продолжающееся старение нации с каждым годом увеличивает бремя нагрузки на работающую часть населения. Пенсионный фонд РФ не та структура, которую можно безбоязненно испытывать на прочность – его обрушение способно вызвать дефолт покруче всех предыдущих.
Но жителей Крайнего Севера, еще раз повторю, нельзя причесывать под одну гребенку, унифицированный подход к решению проблемы тут не годится.
Записал
Михаил ВЕСЕЛОВ