14 мая 2021 года буровая бригада эксплуатационного бурения под руководством бурового мастера Александра Иевлева установила рекорд по скорости бурения для скважин на месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
За год это уже не первый подобный успех для ЛУКОЙЛ-Коми. Буквально в июле 2020 года мы писали о двух рекордах суточной проходки при бурении скважин на Усинском месторождении.
Благодаря чему удалось достичь таких результатов?
Рекордная суточная проходка достигнута на Ярейюском месторождении Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, которое является одним из самых северных разрабатываемых в России. В 2016 году была пробурена разведочная скважина № 2Р, и с 2019-го на промысле активно производится эксплуатационное бурение наклонно-направленных и горизонтальных скважин. Одна из первых – горизонтальная скважина № 111.
На сегодня закончено бурение 17 скважин, из них 2 разведочные, 8 наклонно-направленных, 6 горизонтальных и 4 водозаборных. Дополнительно в начале 2021 года Главгосэкспертиза РФ рассмотрела и одобрила проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство эксплуатационных скважин. Проект предусматривает строительство на месторождении еще 16 добывающих и 5 нагнетательных – в составе трех кустов. Проектная глубина горизонтальных скважин по вертикали и стволу составляет 2 022 и 3 724 м соответственно. Глубина наклонно-направленных скважин – 2 060 и 2 757 м.
Как рассказал «СВ» начальник отдела строительства скважин по системе раздельного сервиса (СРС) Технологического управления Алексей Шергин, месторождение непростое.
– На Ярейю сложный стратиграфический разрез, разные углы залегания продуктивных горизонтов. С помощью работ по геомоделированию, которые проводят специалисты ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПермНИПИнефть», а также благодаря неустанному контролю со стороны Геологической службы ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» во главе с заместителем директора по геологии и разработке Артуром Абрамовым и начальником отдела геологии, обеспечения промысловых геофизических работ и гидродинамических исследований Ильмиром Антиповым получается строить сложные горизонтальные скважины. И такой интересный результат! – отмечает наш собеседник. – 14 мая 2021 года на скважине № 172 (куст № 41) был зафиксирован рекордный по ЛУКОЙЛ-Коми показатель по суточной проходке в бурении – 710 метров за сутки. Предыдущий рекорд – 630 метров за сутки – был установлен на Усинском месторождении в 2020 году. Превышение составляет 80 метров.
Кстати, еще одним достижением можно считать и рекорд по механической скорости бурения, что, собственно, и стало первопричиной первого: показатель по механической скорости составил 56,2 м/ч. Ранее лучший результат был показан на скважине № 419, он равнялся 40,7 метра в час.
– Мы тщательно готовились, чтобы показать рекордную проходку, были определенные риски. В итоге справились с задачей, полученные показатели превзошли наши ожидания, – говорит ведущий инженер отдела строительства скважин по СРС Технологического управления ЛУКОЙЛ-Коми Станислав Филиппов, который руководит бурением на данном проекте.
Рекорд установлен при бурении добывающей скважины, которая строится по типу наклонно-направленной. Имелся ряд факторов, мешавший поставить рекорд раньше, на предыдущих скважинах. И эти задачи совместно решали инженеры ЛУКОЙЛ-Коми, специалисты сервисных подрядчиков и буровая бригада.
– Строительство скважин на Ярейюском месторождении осложнено наличием терригенных пород: глины, песчаники, соответственно, имеются большие риски, связанные с некачественной очисткой ствола скважины при больших диаметрах. Диаметр нашего интервала под техническую колонну – 295,3 мм, – говорит инженер. – И при такой высокой механической скорости риски в стволе скважины такого диаметра гораздо выше. Оперативное управление в подборе режимов бурения позволило их минимизировать, и здесь несомненная заслуга бурового супервайзера Михаила Апполонова.
Еще на этапе планирования решили попробовать на данной скважине минимум интервалов направленного бурения, увеличив процент бурения ротором. Для понимания этого технологического процесса: при направленном способе бурения бурильная колонна движется только поступательными движениями вниз в определенно-заданном направлении без вращения, вращение же долоту передает винтовой забойный двигатель. Этот способ бурения дает снижение механической скорости и дополнительные затраты времени на ориентирование направления долота. Соответственно, чем больше процент роторного бурения, тем выше механическая скорость проходки и больше пробуренных метров. Но и при роторном способе есть определенные трудности. Для того чтобы выдерживать плановую траекторию скважины, инженер должен в онлайн-режиме корректировать работу компоновки низа бурильной колонны, меняя параметры бурения, а это уже высший пилотаж!
Кстати, этап строительства данной скважины носил в какой-то мере экспериментальный характер. Здесь и особый подход к проектным данным, и решительная инженерная мысль, и применение новой серии долот – по технологии GT (Gage Trimmer), что облегчает разрушение породы.
– Решили попробовать бурить, выйдя на рекордную механическую скорость и удерживая ее. Как будет вести себя скважина? Мы прогнозировали разные варианты. И были готовы провести корректирующие мероприятия, но при этом скорость пришлось бы ограничить, – отмечает Станислав Филиппов. – Помимо того, что была показана рекордная скорость, секция скважины построена качественно и без осложнений.
Итог: секция скважины пробурена безаварийно, колонна диаметром 245 мм спущена и зацементирована с опережением на двое суток.
– Результат принесли организационно-технологические мероприятия, подготовленные исключительно для этой скважины. Теперь из данного опыта нужно сделать выводы и зафиксировать полученные результаты. Каждый буровик живет со словами: «Сегодня рекорд – завтра норма», – подытожил Алексей Шергин.
Светлана БЫКОВСКАЯ