Железных дел мастера

12 8 1

Не так давно в Сети появилась информация о ярегских умельцах, создающих изумительные по своей красоте вещи из металла: мангалы, костровые чаши, флюгера и даже вездеходные машины. Оказалось, что их создатели  – сотрудники ЛУКОЙЛ-Коми: операторы по добыче нефти и газа нефтешахты № 2 НШПП «Яреганефть» Павел Калмыков и Николай Петровец, мастер участка аэрологической безопасности Павел Чмель, а также ведущий инженер-технолог отдела по технической поддержке проекта Проектного офиса «Развитие Ярегского нефтяного месторождения» Феликс Бикбулатов. Вот про кого можно сказать, что руки точно не для скуки.

У каждого в этом объединении своя роль. Идейным вдохновителем спонтанной творческой мастерской является Павел Калмыков, остальные присоединились к нему в свое время. Каждый внес свой посильный вклад.

Как рассказал «СВ» Павел, интерес к технике у него возник еще с юношества:

– У меня был мопед, мотоциклы были, один, второй… «Восход», «Юпитер», «Урал», который я существенно переделал, форсировал, так сказать, добавил мощности. Собрал из двух буквально. Отчасти мне помогало то, что в 2001 году устроился работать токарем в ЦРММ (Центральную ремонтно-механическую мастерскую  – прим. ред.) на шахте № 3. Там тяга к металлообработке проявилась в еще большей степени.

По его словам, школа ЦРММ, с точки зрения металообработки, была, пожалуй, одна из лучших в Коми, так как там был полный замкнутый цикл производства деталей для шахт. То есть делали все детали – от а до я.

– У меня в то время были очень хорошие наставники: токари Александр Данилович Антонов, Иван Васильевич Романенко, инженер-конструктор Борис Георгиевич Левин. Александра Даниловича и Ивана Васильевича уже нет в живых, к сожалению… Я многое почерпнул для себя, многому научился: литью, фрезерной обработке – да всем видам обработки металла, – говорит нефтяник.

В начале 2000-х Павел ушел работать в шахту. Лет на 15 взял большой перерыв – не было тяги к техническому творчеству. А потом она вернулась с новой силой. Толчком к пробуждению интереса стал в 2014 году поход в лесную избушку его коллеги Николая Петровца. Идти пришлось долго, по непростой местности, дороги к избушке не было. Тогда Николай и помечтал вслух о том, что неплохо было бы вездеходом на такой случай обзавестись.

– Лучший способ развить какое-то дело, металлообработку и прочее – это какой-то проект. В результате его реализации ты понимаешь, что тебе для этого нужно, какое оборудование и инструменты тебе еще необходимы… Мы начинали практически на пустом месте. Из имущества был только гараж Павла. А идея построить вездеход так и подсверливала.

Павел купил токарный станок, который добирался до Яреги аж с Алтайского края. К его приезду залили в гараже полы, крышу перестелили. В общем, год ушел только на то, чтобы организовать мастерскую с минимальным набором оборудования. В 2016 году прикупили еще один гараж, пристроенный сзади к первому. Получилось сквозное помещение.

В 2017 году в январе начали постройку первого вездехода. За пример взяли российский вездеход «Sherp», очень непростой для изготовления, принцип управления – бортоповоротный. Павел занимался конструированием, вытачивал все детали. Николай помогал по слесарной части. Собирали машину примерно полгода. Первый выезд состоялся летом, потом еще месяца четыре потратили на доработку кузова.

– Получился такой хороший вездеходик, который нам уже три года служит верой и правдой, таскает нас везде по болотам, хорошо плавает, очень хорошо идет по всем низконесущим грунтам. Мы довольны. Зимой в нем тепло, – не скрывает удовлетворения Павел. – Такой домик на колесах. Шесть тысяч километров мы на нем наездили!

Когда собирали первый вездеход, к ним присоединился еще один коллега Павел Чмель. Сначала больше наблюдал, потом был на подхвате. Как-то сказал, что, мол, неплохо бы расшириться, места мало. У него был заложен фундамент, на котором предложил построить совместную мастерскую. Здание построили за два года, и мастерская переехала туда.

Второй вездеход начали собирать весной прошлого года и к осени закончили. В процессе работы возникло понимание, что многие детали можно делать самим – те же колесные диски и прочее – и им просто жизненно необходим хороший станок для раскроя металла. Остановились на станке плазменной резки с числовым программным управлением. Многие из таких деталей требуют сначала механической обработки – раскройка болгаркой, разметка слесарная, кернение, сверление, последующие обработка, выпиливание, допиливание, а плазма позволяет все это сделать гораздо быстрее и с точностью на порядок выше.

Павел начал с изучения теории. Решил, что станок можно собрать самостоятельно. Запчасти закупали не только в России, но и за рубежом. К тому времени уже познакомился по работе с Феликсом Бикбулатовым. Он взял на себя электронную часть, Павел – механическую. Собрали и сами теперь не устают удивляться тому, на что способно это оборудование. Что и говорить, процесс стал гораздо менее трудоемким, работаешь с удовольствием. Больше времени остается на то, чтобы покреативить.

– А вообще, станки с плазменной резкой несложные, ничего сверхъестественного тут нет. Они использовались еще в 80-х на Ухтинском механическом экспериментальном заводе, то есть сама технология старая, но вполне рабочая.

Есть у наших нефтяников в планах много интересных проектов, в том числе и по благоустройству поселка. Павел их не раскрывает, говорит, пусть будет сюрпризом для земляков.

12 8 2

12 8 3

12 8 4

12 8 5

Светлана БЫКОВСКАЯ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх