С целью обеспечения высокого уровня промышленной и экологической безопасности трубопроводных систем ЛУКОЙЛ-Коми реализует на объектах трубопроводного транспорта методику внутритрубного диагностирования с применением интеллектуальных снарядов. Данная методика позволяет достигать обследования 100%-ной протяженности трубопровода для перекачки «черного золота».
Такие мероприятия проводятся на промышленных объектах предприятия уже полтора десятка лет, и с каждым годом объем обследуемых напорных нефтепроводов увеличивается. По словам начальника Управления технического надзора ЛУКОЙЛ-Коми Дмитрия Гуськова, например, в 2019 году внутритрубным диагностированием было охвачено 482 километра напорных трубопроводов, в 2020 году планируется таким способом проверить 526 км, в 2021 году – 629 км.
Как отметил собеседник «СВ», результатом внутритрубного диагностирования является список выявленных дефектов геометрии трубопровода, основного металла стенки и его сварных соединений (трещины, коррозионные повреждения, потеря металла, расслоения и т. д.), особенностей и элементов трубопровода с параметрами, включая размеры, местоположение на трубопроводе (дистанция, угловое положение). Для устранения дефектов, выявленных в результате диагностирования, используются муфты, позволяющие осуществлять ремонт без остановки перекачки нефти, причем за короткий срок.
– Для ремонта трубопровода мы применяем муфты обжимные приварные, усиливающие композиционные и композитные муфты. Основным преимуществом последних является возможность их применения на криволинейном участке – отводы и тройники, – подчеркнул Дмитрий Александрович. – Использование композитных материалов позволяет проводить ремонт трубопроводов методом восстановления несущей способности стенки. А основное достоинство – простота монтажа.
Внутритрубное диагностирование практикуется не только на действующих трубопроводах. Согласно приказу Ростехнадзора № 101 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтяной и газовой промышленности» вновь построенные нефтепроводы диаметром 159 мм и выше, имеющие участки, относящиеся к опасным (пересечение с водными преградами, автомобильными дорогами и железнодорожными путями, технологическими коммуникациями), должны быть подвергнуты внутритрубной приборной диагностике – предпусковой или в составе всего трубопровода.
В соответствии с производственной программой ЛУКОЙЛ-Коми по реконструкции трубопроводов и строительством новых в 2020-2021 годах будет построено 359 км напорных нефтепроводов.
– По окончании их строительства будет проведена предпусковая внутритрубная диагностика, которая позволит определить качество строительно-монтажных работ, поставленной трубной продукции и техническое состояние самого трубопровода. Мы будем понимать, какой трубопровод мы запускаем в эксплуатацию, – отметил Дмитрий Гуськов.
С учетом ежегодной внутритрубной диагностики и предпусковой в этом году будет обследовано 627 км, в следующем – 887 км трубопроводов.
Татьяна ГАВРИЛОВА
На снимке: электронный геометрический поршень