В предыдущем номере «Северных ведомостей» подробно рассказывалась о планах ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по дальнейшему обустройству Баяндыского месторождения и, в частности, о приоритетных задачах, связанных с утилизацией попутного нефтяного газа. А в нем содержится много сероводорода, что создает дополнительные трудности. И вот поэтому, безусловно, особый интерес представляет уже имеющийся опыт решения аналогичных проблем в ООО «Нарьянмарнефтегаз», которое совсем недавно было объединено с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Речь идет, прежде всего, о разработке Южно-Хыльчуюского месторождения в Ненецком автономном округе.
Тем более что в России с 1 января 2012 года обязательно выполнение условий ГОСТ Р 51858-2002, изм. №2, ограничивающего содержание сероводорода и меркаптанов в нефти, подготовленной к транспортировке по магистральным нефтепроводам и танкерным флотом для поставки потребителям РФ и на экспорт.
Напомним, что к освоению Южно-Хыльчуюского месторождения приступили в феврале 2006 года, а промышленная добыча нефти была начата в июне 2008 года.
Бесцветен, прозрачен, опасен…
За эти годы мне довелось побывать там неоднократно, и всякий раз первыми, с кем приходилось иметь дело, оказывались сотрудники отдела по условиям труда и промышленной безопасности «Нарьянмарнефтегаза». Прежде, чем сделать хотя бы шаг по территории нефтепромысла №3, нужно было пройти обязательный инструктаж.
Это требование касалось не только журналистов, но и всех остальных, кто посещал Южное Хыльчую, причем без каких-либо исключений. И причиной тому был и остается именно сероводород, объемная доля которого в попутном газе месторождения составляет около трех процентов.
Благодаря пройденным инструктажам я накрепко уяснил, что при низких концентрациях этот бесцветный прозрачный газ выдает себя резким запахом тухлых яиц. Но вот его высокую концентрацию не определишь на запах, так как он тяжелее воздуха. И отравления этим коварным газом очень опасны для здоровья.
Кроме того, сероводород обладает поистине взрывным характером и воспламеняется от малейшей искры при концентрациях от 4 до 44 процентов. К тому же он вызывает коррозию металла, легко растворяется в воде и является ядом для катализаторов в реакторах установок по переработке нефти. Словом, еще тот подарочек…
Укрощение строптивого
Не зря же на Южном Хыльчую сразу занялись реализацией проекта, предусматривающего очистку попутного нефтяного газа (ПНГ) от сероводорода в целях его использования на производственные нужды и получения элементарной серы.
Для избавления ПНГ от сероводорода и углекислого газа здесь применили абсорбционный метод, взяв на вооружение 33-процентный раствор диэтаноламина. Этот насыщенный раствор регенерируется за счет подогрева его до температуры кипения.
В результате реакции поглощения кислых газов вторичными аминами образуются химически неустойчивые соединения – комплексные соли. Поскольку реакция обратима, их равновесие обеспечивается соблюдением параметров давления и температуры, свойствами газов и жидкого поглотителя, конструктивными особенностями оборудования.
Процесс абсорбции проводится в аппарате колонного типа. Расчетная производительность установки составляет свыше 500 миллионов кубометров попутного нефтяного газа в год.
Газ как агент
После ввода этой установки в работу на производственной площадке Южного Хыльчую, в свою очередь, стало возможным использование очищенного попутного нефтяного газа в качестве топлива для пяти турбин (каждая – по 24,5 МВт) крупнейшего в регионе энергоцентра. До этого момента на энергоцентр поставлялся природный газ с близлежащего Ярейюского месторождения, расположенного в 28 км южнее ЦПС «Южное Хыльчую».
А с июля 2010 года так называемый кислый газ от узла регенерации аминового раствора служит на Южном Хыльчую сырьем для получения гранулированной серы. В установке, которая действует в непрерывном режиме и может выдать в сутки до 60 тонн продукции, происходит технологический процесс Клауса, включающий термическую и три каталитические ступени. Полученная жидкая сера направляется на дегазацию, затем ее превращают в гранулы и отгружают на склад.
Но очищенный попутный нефтяной газ выполняет и другую крайне важную функцию как агент: в огромных байпасинг-колоннах им «продувают» нефть, освобождая ее от излишков сероводорода.
Ради природы
Необходимо подчеркнуть, что все эти проектные решения (на их реализацию были направлены очень значительные средства) имеют, прежде всего, ярко выраженную природоохранную направленность и позволили кардинально сократить выбросы диоксида серы и сероводорода в окружающую среду на Южном Хыльчую
.
Это сокращение достигнуто, в том числе из-за гораздо более полного окисления при использовании ПНГ в качестве топлива по сравнению со сжиганием на факеле.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке автора: установка очистки ПНГ на Южном Хыльчую