Станок-качалка давно является символом нефтедобытчиков. С точки зрения технического прогресса он настоящий мастодонт. Изобретенный более 80 лет назад, до сих пор не претерпел сколько-нибудь значительных изменений. Любопытно, что его «прадед» был изобретен еще в 1700-х годах, а на поток производство станков было поставлено лишь в середине прошлого века.
Принцип добычи «черного золота» с помощью скважины человечество изобрело очень давно, но потребовались века, чтобы инженеры научились откачивать нефть с помощью насосов.
Начнем с предыстории. В 1705 году англичанин Томас Ньюкомен совместно с лудильщиком Коули построил паровой насос для откачки воды из угольных шахт. Опыты по совершенствованию агрегата продолжались около десяти лет, пока он не начал исправно работать. На свое изобретение Томас Ньюкомен так и не смог получить патент. Однако он создал установку, внешне и по принципу действия напоминающую современные нефтяные качалки.
В нашей стране промышленная добыча нефти бурно развивалась в XIX веке. Обустроить промыслы на Кубани с помощью простейшей механизации попытался атаман Черноморского казачьего войска, генерал-майор Николай Завадовский, ту же задачу пытался решить царский чиновник, обер-гиттенфервалтер Павел Фолледорф и другие. В итоге к 1870-м годам широкое распространение получил способ добычи с помощью так называемого тартания, когда из пробуренной скважины нефть черпали с помощью длинного (до 17 м) сосуда цилиндрической формы – желонки.
Насосы для добычи «черного золота» стали шагом вперед, их начали применять в последней трети XIX века. Идея качать нефть принадлежит начальнику одной из российских горных частей, которые работали на Кавказе, инженеру Александру Иваницкому.
В 1865 году он изобрел насос собственной конструкции и построил опытный образец. Но поскольку в то время у него не было эффективного фильтровального устройства, то насос быстро забивался песком и выходил из строя. Нефтепромышленники, заинтересованные в снижении себестоимости добычи и росте объемов производства, были разочарованы первыми испытаниями.
Неудача Иваницкого не остановила развитие инженерной мысли. В 1886 году Владимир Шухов, известный как «отец» первого в мире вертикального резервуара для хранения нефтепродуктов, создал «шнуровой» насос, а в 1891-м представил инерционное поршневое устройство. В 1899 году свой скважинный насос явил миру Николай Соколовский. Последующие годы российские исследователи неоднократно возвращались к проблеме использования насосов.
Наиболее технически совершенным стало изобретение электроцентробежного погружного насоса для добычи нефти конструкции выпускника Петербургского лесного института Армаиса Арутюнова. В начале XX века он создал в Екатеринославле фирму «Российское электрическое динамо компании Арутюнова», где наряду с электрификацией местных предприятий начал работу над проектом погружного насоса. Особенностью устройства было использование электричества.
Нефтепромышленники, которым различные технические новинки демонстрировали довольно часто, отнеслись к изобретениям довольно прохладно. Насосы показались им слишком ненадежными.
В 1924 году первые советские наркомы обратили внимание на повышение эффективности нефтедобычи в США после доклада вернувшегося из командировки инженера Александра Серебровского. Американцы применяли плунжерный насос, который функционировал через колонну штанг, соединенную с установленным на поверхности силовым приводом.
Уже через год отечественные аналоги, правда, с конструктивными изменениями, начали выпускать на заводе в Баку. Более совершенные редукторные станки-качалки с клиноременной и закрытой зубчатой передачей, глубинными насосами конструкции того же Арутюнова появились в СССР в начале 1950-х годов.
Отметим, что и сегодня инженеры пытаются усовершенствовать станок и периодически предлагают различные решения, но пока ничего кардинально нового в практике добычи «черного золота» не появилось. Нефтедобывающие компании предпочитают использовать уже зарекомендовавшее себя оборудование, поскольку технические новинки пока не доказали своего превосходства.
Подготовила
Тина ГОРБАЧЕВА