29 ноября в Усинске уже в 15-й раз будут награждать победителей Конкурса социальных и культурных проектов Компании «ЛУКОЙЛ» в Республике Коми и Ненецком автономном округе. С каждым разом участников этого соревнования становится все больше. В чем особенность конкурса этого года и как войти в число обладателей грантов в будущем? Об этом мы поговорили с заместителем генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по связям с общественностью Евгенией Лясковской. А заодно – и о других направлениях работы, которую Компания ведет в регионе в рамках социальной ответственности.
– Евгения Михайловна, два года назад ЛУКОЙЛ перешел на новый формат соглашений о сотрудничестве с Республикой Коми – а это, насколько я понимаю, основное направление во взаимодействии с регионом. Так вот, акцент сейчас делается на строительство крупных социальных объектов: районы получают от Компании «обновки» в виде спорткомплексов, домов культуры, амбулаторий… С чем это связано?
– Это делается для того, чтобы решить какую-то большую, конкретную социальную задачу, что заметно повышает уровень жизни в муниципалитетах. К примеру, почему было принято решение о строительстве в Усинске второго корпуса спорткомплекса «Югдoм»? Потому что в городе существовала серьезная проблема перегруженности спортивной инфраструктуры, особенно по части игровых видов спорта: мини-футбола, баскетбола, волейбола. Усинцы на редкость спортивны. 16 тысяч жителей самого разного возраста регулярно занимаются спортом – это более трети населения! Думаю, когда три-четыре десятка лет назад строили город и планировали мощности социальных объектов, на такое и не рассчитывали.
– А как именно родился проект строительства? Интересен сам механизм. Это было чье-то пожелание или инициатива Компании?
– Мы плотно взаимодействуем с руководством муниципалитетов, региона. При этом у нас выстроен диалог и с общественностью. В этом случае и спортсмены, и мэрия нам рассказали о проблеме, руководство республики проект поддержало. С учетом всех мнений, мы пришли к единому решению, что такой объект действительно необходим городу. И тогда строительство спорткомплекса вошло в соглашение о сотрудничестве с регионом. Компания выделила средства, на которые корпус и построили, работы заняли около года.
– Так и рождаются крупные проекты?
– Да, именно, с учетом мнения всех заинтересованных сторон.
– Какие серьезные проекты в муниципалитетах сейчас реализуются?
– Назову самые крупные. В этом году начали ремонт взлетно-посадочной полосы в усинском аэропорту, заменили около половины покрытия. Окончание работ планируется уже в 2020 году. В усинских селах Мутный Материк и Щельябож завершено строительство сельских врачебных амбулаторий, они готовятся к сдаче в эксплуатацию. В ухтинском поселке Ярега возводится физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, в следующем году работы завершим.
– ЛУКОЙЛ-Коми реализует ряд крупных проектов, не связанных со строительством, и, тем не менее, имеющих большое социальное значение. Я говорю о благотворительных проектах…
– Это тоже большой пласт нашей работы. Есть проекты, которые смело можно назвать брендовыми. Например, «Каникулы с ЛУКОЙЛом» или Конкурс социальных и культурных проектов. Они реализуются ежегодно и в представлении особо не нуждаются. Но у нас в Коми есть свои свежие «фишки», которые мы придумали и активно продвигаем. Например, Межрегиональный турнир по хоккею с шайбой и Усинская футбольная лига.
Идею проведения хоккейного турнира такого уровня нам тоже подала спортивная общественность. В Усинске, в том числе и у нас на предприятии, есть люди, которые занимаются хоккеем на серьезном уровне. Но они, можно сказать, варятся в собственном соку, играя на одной и той же площадке между собой. Да и зритель в нашем маленьком городе яркими спортивными событиями не избалован. А тут на турнир приезжают команды из Кирова, Нарьян-Мара, Нижнего Новгорода… Поэтому матчи и собирают полные трибуны болельщиков.
Усинская футбольная лига – еще один уникальный проект. Эти соревнования впервые в истории объединили команды всех школ Усинского района. И городских, и, что особенно важно, – сельских. Ребята из глубинки выезжают в город, общаются со сверстниками, соревнуются в борьбе за главный приз. На площадке всегда – настоящие спортивные страсти. И, как результат, игроков Усинской футбольной лиги уже начинают замечать на самом высоком уровне.
– Насколько мне помнится, практически все ваши проекты, когда проводятся в первый раз, «выстреливают» так, что становятся ежегодными. Турниры по хоккею и мини-футболу – в том числе. В чем секрет?
– У нас в службе общественных связей молодая, творческая команда. Мы проникаемся идеей, делаем все, чтобы ее качественно реализовать. Организационная работа проделывается огромная: всех участников нужно расселить, организовать их питание, переезд в Усинск и обратно, подготовить лучшие площадки и, что немаловажно, хороший призовой фонд. Сделать все, чтобы и зрителям было интересно – для них готовим интерактивные программы, конкурсы, красочные церемонии открытия и закрытия. Именитые игроки проводят для юных усинских спортсменов мастер-классы.
Конечно же, в организации таких событий нам не обойтись без поддержки местной администрации, и она действительно ощутима.
Что касается хоккея, то один турнир на другой никогда не похож. Каждый год приезжают новые команды, что интересно и для игроков, и для зрителей. И, надо сказать, интрига в вопросе, кто станет победителем, держится до последнего.
Игроков УФЛ мотивируем в первую очередь главным призом – поездкой в Москву. В этом году победители сезона – команда городской школы № 3 – в полном составе побывали на матче, который «Спартак» проводил на домашнем стадионе против «Зенита». Думаю, не нужно подробно объяснять, какая история у этого противостояния и как его мечтает увидеть вживую любой мальчишка, кто хоть раз играл в футбол. А плюсом к этому – для парней организовали большую программу с игрой в лазертаг, экскурсиями, гонками на картах.
– Ваши крупные социальные проекты – это здорово, но как в эту канву вписывается Конкурс социальных и культурных проектов? Ну, например, по соглашению построили социокультурный центр, спорткомплекс, охват людей – сотни и тысячи человек. А по итогам конкурса – поставили на улице маленький арт-объект…
– Даже маленький проект имеет очень большую ценность. Например, в прошлом году пожилые люди из Сосногорска благодаря проекту «Туризм третьего возраста», который получил грант нашего конкурса, смогли попутешествовать виртуально по всему миру и реально – по республике. В том числе побывали в Печоро-Илычском заповеднике на единственной в стране лосиной ферме. Нужно было видеть, с каким восторгом они делились своими впечатлениями! Глядя на это, понимаешь, что это правда нужно. Ведь новый спорткомплекс или амбулатория – это хорошо, они действительно охватят сотни и тысячи жителей. Но ведь есть и люди, у которых другие потребности, желания.
В прошлом году грантом конкурса был отмечен проект Усинской городской организации инвалидов. Со стороны может показаться: ничего особенного, приобрели спортивный инвентарь, те же комплекты палок для скандинавской ходьбы. А если посмотреть изнутри? Десятки людей теперь укрепляют здоровье на свежем воздухе, занимаются адаптивной физкультурой – все по науке. И при этом полноценно общаются друг с другом. А ведь мы знаем, что многим людям с ограниченными физическими возможностями очень важно помочь преодолеть дефицит общения, побороть одиночество.
– Евгения Михайловна, как соискателям доказать эту нужность?
– Поверьте, по представленным на конкурс документам это сразу видно. Некоторые проекты можно условно назвать «Хочу. Дайте!», другие – «Делаю. Поддержите!». Как думаете, кто более заинтересован в реализации своей идеи?
– Естественно, второй вариант.
– Мы считаем так же. Нам важно, чтобы автор лично был заинтересован в реализации своей идеи, был готов сам вкладывать в проект ресурсы – финансовые, материальные, физические. У нас же неспроста закладывается условие – «наличие собственного финансирования». Если человек готов вложиться, он уже не рассуждает «получится – хорошо, не получится – ну и ладно». Он делает все, чтобы именно получилось, и получилось максимально хорошо.
– Итоги 15-го Конкурса соцпроектов подведены. Какие особенности можно отметить?
– В этом году было рекордное количество соискателей: 309 заявок против 190 в 2018-м. В предыдущие годы рост числа заявок составлял в среднем 20–25 %, а в этом году – более 60 %. Казалось бы, конкурс проводим 15-й год, все о нем знают, и такой неожиданный всплеск! Приятно удивило.
– В какой из номинаций победителей больше всего?
– «Духовность и культура». Эта номинация традиционно самая многочисленная по количеству подаваемых заявок, и этот год не оказался исключением. Из 70 победителей 40 представляют ее, 20 – в «Спорте» и 10 – в «Экологии».
– На что конкурсная комиссия обращала внимание в первую очередь? И какие проекты в принципе имеют больше шансов на победу?
– Во-первых, мы обращаем внимание, чтобы это был не «разовый», а перспективный проект, то есть идея с долгоиграющей историей. Например, в Усть-Цильме в 2018 году построили веревочный парк для отработки туристических навыков. А в этом году авторы победили уже с проектом по его расширению. Жители села оценили результат и сами просили сделать новый уровень. Еще один показательный пример – музей традиционной тряпичной куклы «Акань» в усинской деревне Новикбож. Еще в 2013 году было понятно, что одним созданием музея дело не завершится. Потом авторы выиграли грант, на который организовали гастроли театра кукол «Ляльки». А на следующий грант – обустроили этнокультурный уголок. И сегодня можно смело говорить о международной известности маленького музея в северной глубинке.
Во-вторых, интересны проекты с синергетическим эффектом. Когда масштаб работы большой и один коллектив авторов с ним не справится, лучше найти единомышленников. Когда такое объединение происходит, сразу понятно, что проект действительно нужный и важный. Отличный пример – Тропа здоровья в Усинске. На этой территории в один и тот же год реализовали сразу несколько проектов. Одни авторы сделали «Птичий городок», другие поставили информационные резные таблички, третьи – занимались арт-объектами… То же самое можно сказать о проекте в Усть-Цильме по обустройству мемориала павшим в годы Великой Отечественной войны. Заявки на грант подали сразу три коллектива авторов, и все получили поддержку. На средства грантов обустроили территорию: отсыпали площадку, уложили тротуарную плитку, отреставрировали прежние и установили новые мемориальные плиты и тумбы, обновили скамьи и ограждение.
В-третьих, проект должен решать конкретную задачу на территории. Например, в Ижемском районе в селе Краснобор на месте заброшенного участка обустроили сквер. Теперь здесь с комфортом проводят время местные жители от мала до велика. На средства гранта поставили игровые модули для малышей и уличные тренажеры, беседки и скамейки, ограждение. А ведь раньше ничего подобного здесь не было.
– Что бы Вы пожелали будущим участникам конкурса?
– Быть активными. Не расстраиваться, если ваш проект не вошел в число победителей. Значит, есть те, кто лучше проработал свою идею. А для вас это хорошая возможность улучшить проект, расширить, найти соратников. Главное – быть неравнодушными, а мы всегда поможем.
Беседовала
Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото из архива «СВ»