Башмаки-скороходы

2 2

ЛУКОЙЛ-Коми стал первым подразделением Компании, где был применен новый метод строительства нефтедобывающих скважин – бурение на обсадной колонне. Технологию испытали на Восточно-Ламбейшорском месторождении.

Процесс строительства скважин включает в себя несколько этапов. Сначала идут подготовительные работы, то есть возводятся наземные сооружения, готовятся подъездные пути, системы электро- и водоснабжения и т. д. Затем монтируется буровая вышка, после чего начинается подготовка к бурению и непосредственно буровые работы. По мере углубления скважины принимаются меры по ее укреплению, идет спуск обсадных колонн и подготовка к цементированию с применением тампонажного раствора. Но и это еще не все. Дальше требуется изолировать зоны вероятностных перетоков пластовой жидкости, создать основание для монтажа устьевого оборудования и т. д. Причем более половины затраченного на строительство скважины времени занимает ее бурение. Значительный период может занять и подготовка ствола скважины к спуску обсадной колонны из-за различных геологических осложнений.

Как оказалось, эти процессы можно существенно оптимизировать, используя технологию бурения на обсадной колонне.

Первое применение этого метода в мировой практике датируется 1998 годом, в России принудительный спуск с вращением был применен впервые в 2015 году, а с 2016-го началось массовое внедрение.

На данную технологию компании «Шлюмберже» обратили внимание и специалисты ЛУКОЙЛ-Коми. Определились с местом, где предполагалось опробовать новый метод, сделали необходимые расчеты, обустроили территорию. Прежде чем приступить к бурению, представители «Шлюмберже» провели презентацию, где рассказали о том, что будет происходить непосредственно на буровой, какое оборудование будет использоваться и какие результаты ожидаются.

В качестве преимуществ технологии были названы снижение стоимости бурения, сохранение каждого пробуренного метра. Метод бурения на обсадной колонне рекомендуется к применению, если выявлены сложные геологические условия, такие как, например, неустойчивые стенки ствола скважины. Также его можно применять, если необходимо сократить срок строительства, при этом не тратится время на спуск обсадной колонны, выше механическая скорость и т. п.

Обсадная труба имеет больший диаметр по сравнению с бурильными трубами. Благодаря этому постоянно происходит контакт со стенкой скважины. Появляется эффект механической кольматации – выбуренный шлам вдавливается обсадной трубой в стенки скважины, поры и трещины закупориваются, а в случае наличия поглощения они уменьшаются или совсем ликвидируются. Так как обсадные трубы постоянно находятся в скважине, обсаживание проблемных интервалов происходит сразу же в процессе бурения.

Большим отличием технологии «Шлюмберже» от аналогичных предложений других производителей является уникальное разбуриваемое долото (башмак), где в качестве режущих элементов используются премиальные резцы PDC. Все это позволяет модернизировать породоразрушающий инструмент под конкретный геологический разрез месторождений и получить высокие показатели бурения.

Преимуществом башмака является большое расстояние между лопастями для эффективного выноса шлама, спиральная калибрующая часть снижает вибрации и стабилизирует долото. В отличие от разбуривания обычным долотом нет необходимости отдельного рейса, а буровая компоновка разбуривается от 40 до 60 минут без дополнительных спускоподъемных операций.

Если же говорить конкретно о скважине № 64 на Восточно-Ламбейшорском месторождении, там, как пояснили на презентации, планировалось применить пятилопастное долото. Предполагалось, что при этом ожидаемое среднее ускорение составит 1,5 суток, исключается необходимость дополнительных операций на подготовку ствола скважин и спуск обсадной колонны.

Стартовали на Восточном Ламбейшоре 14 сентября. В итоге общее время бурения составило чуть более 28 часов. Работы были завершены при достижении проектного забоя (521 метр) уже 16 сентября. Их результаты были представлены на встрече специалистов Группы экспертной поддержки Управления технологии бурения ЛУКОЙЛ-Коми с представителями компании «Шлюмберже».

– Итоги апробирования технологии планируется вынести на технический совет Компании «ЛУКОЙЛ» для принятия решения о ее тиражировании, но уже сегодня понятно, что скорость бурения на обсадной колонне оказалась значительно выше, чем при стандартных методах. Применение данной технологии позволит повысить эффективность строительства скважин на месторождениях ЛУКОЙЛ-Коми,– подытожил «СВ» руководитель Группы экспертной поддержки Сергей Бураков.

Светлана БЫКОВСКАЯ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх