Суровая природа Крайнего Севера не терпит слабаков. Особенно в нефтедобыче. При устройстве на работу тебя ждет жесткий медицинский отбор. А как иначе? Трудиться придется вдали от дома, чаще – вахтовым методом на удаленном от цивилизации месторождении. Большую часть рабочего времени ты будешь проводить вне помещения, и это несмотря на проливные дожди, лютые морозы, грозные ветры. Но, даже пройдя отбор, ты не застрахован от того, что тебе может потребоваться медицинская помощь. Очень важно, чтобы она оказалась квалифицированной.
Доктор на месторождении должен быть «универсальным солдатом», то есть знать, как и чем вылечить простуду, как оказать помощь при травме (не дай Бог), распознать тревожные симптомы серьезных заболеваний, случается, и роды принять. А как иначе, когда до больницы больше сотни километров, а ты единственный врач на всю округу, и только от тебя порой зависит человеческая жизнь.
К таким специалистам широкого профиля можно отнести Заура Гулиева. Более 10 лет назад он устроился на нефтяной промысел Возейского месторождения, где обслуживает сотрудников четвертого и шестого цехов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».
Сам Заур Гулиев из Печоры. После окончания школы поступил в Сыктывкарский медицинский колледж, получил специальность фельдшера скорой помощи. Затем учеба в вузе, где освоил еще одно направление – реабилитолога.
Оcобая гордость
Мы потревожили доктора в обеденный перерыв. В это время здесь было спокойно. Воспользовались случаем проверить свое здоровье – атмосфера располагала, да и никогда не лишне пообщаться с доктором. Измерили давление, вес, даже состояние барабанных перепонок проверили, порелаксировали перед аквариумом с рыбками и улитками, минутку подышали чистым кислородом… И такая возможность здесь есть, благо, что в здравпункте имеется собственный прибор для его восполнения – кислородный концентратор, чем наш собеседник очень гордится, мол, не у каждой городской больницы таковой есть. Он из воздуха выделяет кислород и выдает до шести литров в минуту.
– Мы находимся далеко от города, и кислородные баллоны, можно сказать, в дефиците. А мы кислородом пользуемся нередко. Например, если человек пришел с головной болью, ему иногда достаточно подышать полезной смесью, – рассказывает Заур Гулиев.
Обычный рабочий день Заура Гулиева начинается с предрейсовой проверки здоровья водителей. К этой процедуре доктор относится очень серьезно. Ему, как никому, известны все последствия дорожных аварий. Обслуживаемый им участок находится на оживленной трассе. И только на этом здравпункте имеется машина скорой помощи.
– Дорога у нас, мягко говоря, не в идеальном состоянии, а зимой еще и гололед, если случается ДТП, то выезжаем на него именно мы,– говорит доктор. – Зона нашего действия в радиусе 50–80 километров. Есть, конечно, на ней и другие медпункты, но автомобиль скорой имеется только у нас. Оборудован он всем необходимым для оказания первой медицинской помощи.
В зависимости от степени тяжести состояния больного решается вопрос о его транспортировке, при необходимости вызывается вертолет.
По последнему слову техники…
Кстати, здравпункт оснащен современным оборудованием. Доктор особенно гордится недавними приобретениями. Один из таких приборов – аппарат искусственной вентиляции легких.
– У нас он был всегда, но сейчас прислали новый. Он двухфазный, то есть можно проводить искусственную вентиляцию легких или просто ингаляцию. От прежнего отличается – ларингиальная маска вставляется без помощи клинка, как интубационная трубка, то есть ее может вставить даже непрофессионал. Она очень удобна, если, например, человек находится в критическом состоянии или у него перелом шейных позвонков, – говорит Заур Гулиев.
Из новинок также – аппарат ЭКГ, тракционные шины. Они предназначены для иммобилизации переломов, в которых, в отличие от обычных шин, предусмотрен элемент вытяжения поврежденного сегмента конечности.
Еще один эксклюзивный аппарат – электронный капельный дозатор. Это специальное устройство, которое предназначается для точной дозировки вводимого пациенту лекарственного препарата. Прибор имеет встроенный компьютер, благодаря этому можно устанавливать настройки контроля скорости вливания вещества и регулировать дальнейшие этапы медицинской процедуры.
Случай из практики…
Пациенты в здравпункт приходят по совершенно различным поводам. Многие приезжают вахтовым методом работать, естественно, им проще получить консультацию и лечение здесь, чем ехать в город за 100 километров. Как такового, лазарета здесь не имеется. Но присмотреть за пациентом можно и в общежитии, благо, надо лишь подняться на второй этаж. Конечно, при более тяжелых случаях пациент транспортируется в Усинск, к примеру, если требуется хирургическое вмешательство. Конечно, перед транспортировкой состояние купируется.
– В ЛУКОЙЛе, что мне нравится, постоянно проходит учеба в плане профилактики травматизма на производстве и заболеваний. Компания к этому вопросу очень серьезно относится, – говорит медик.
Здесь же, в здравпункте, работники цехов могут пройти вакцинацию – сезонную против гриппа, а сейчас, например, против клещевого энцефалита.
– Клещ подбирается и на север, все ближе к нам, мы ситуацию отслеживаем, – отмечает собеседник «СВ». – Бывали случаи, когда клещей на себе привозили с отдыхающей вахты или из отпуска.
Насекомые – тема отдельная. Как-то год назад у Заура Гулиева в течение трех дней случились сразу два пациента с анафилактическим шоком. Оба пострадали от укуса осы в шею. Им было плохо, теряли сознание, отекала шея. Поставили на ноги обоих.
Вакцинируют и от бешенства, так как здесь очень много песцов и лис, которые, как известно, являются главными переносчиками бешенства.
Один раз пришлось спасать палец пациенту, который решил покопаться во внутренностях автомобиля, но очень неудачно. Внезапно заработавшим вентилятором палец практически раскромсало.
– Бывает, что к нам человек обращается, теряя сознание от обычного пореза, а этот пришел, улыбается. Два часа мы его штопали, складывали палец по кусочкам, как пазлы. Вроде обошлось, – рассказывает Заур.
Ну из совсем уж необычных случаев для здравпункта на нефтяном месторождении… Дважды за все годы практики Зауру Гулиеву пришлось помогать роженицам. Одну удалось «дотянуть» до больницы, и малыш появился на свет под присмотром профильных врачей. Вторая женщина приехала на последнюю вахту перед декретом, но доработать не успела. Пришлось ребенка принимать нашему доктору, благо, в наборе скорой помощи обязательно должны быть препараты для стимуляции родовой деятельности.
Конечно, без помощников не обойтись. Для Заура Гулиева – это водитель скорой Александр Детков, которого доктор называет своей правой рукой. Александр, по словам врача, постоянно совершенствует свои медицинские навыки, знает, где в машине лежат необходимые приборы и препараты.
Вот такая «нескучная» жизнь у медиков на месторождениях.