Пароциклическая обработка на протяжении десятков лет остается одним из самых результативных способов повышения эффективности добычи тяжелой нефти Усинского месторождения. О термическом методе добычи «черного золота» на этом промысле писали еще в 1982 году. В газете «Социалистическая индустрия» 16 июля был опубликован репортаж В. Ильина под названием «Горячая нефть».
«… Поднявшийся в центре Усинского месторождения промышленный комплекс представляет собой настоящую «фабрику тепла», которая сродни крупной электроцентрали, обогревающей город. Только к чему она здесь? Посреди лесотундры, за десятки километров от приполярного нефтеграда Усинска?
– На полуторакилометровой глубине под нами, – рассказывает начальник отдела разработки месторождения объединения «Коминефть» Д. Коновалов, – находится залежь так называемой тяжелой нефти. Густая и вязкая, эта нефть малоподвижна и застывает даже в жаркий день. Взять ее обычным способом практически невозможно. Девять десятых остается в недрах.
Но нефтяники все же решили проложить дорогу к этому богатству. Достигнуть успеха они рассчитывают с помощью перегретого водяного пара, нагнетаемого в недра под высоким давлением. Таким образом можно будет разогреть продуктивный пласт, сделать нефть подвижной и затем извлечь ее на поверхность.
Для этого на опытно-промышленном участке и построены внушительные сооружения, смонтированы пять мощных парогенераторов. Для наглядности Дмитрий Владимирович набрасывает на листке бумаги разрез залежи, схему размещения скважин, сеть паропроводов. Здесь же будет опробован и другой метод воздействия на пласт – создание в нем влажного очага горения.
На пути к тяжелой нефти одна за другой встают сложные научные и технические проблемы. В новых условиях окажутся непригодными привычные методы добычи, выдвигаются новые требования и к бурению, обустройству скважин, к нефтяному оборудованию. Например, что можно противопоставить неизбежному удлинению опущенной в скважину колонны труб под действием раскаленного пара? Каким должно быть насосное оборудование? Что нужно сделать, чтобы избежать выбросов пара?
Словом, проблем много. Для их решения нефтяники объединения «Коминефть» обратились за помощью к своим смежникам. Был заключен договор о творческом содружестве по принципу «рабочей эстафеты». Разработана четкая программа специальных исследований. В них участвуют ученые и специалисты научно-исследовательских и проектных институтов, объединение «Союзтермнефть», конструкторское бюро Бакинского машиностроительного завода имени лейтенанта Шмидта и Ишимбайского завода нефтепромыслового оборудования, строители…
Самоотверженный труд коллектива, которым руководит начальник цеха по повышению нефтеотдачи пластов Н. Афанасьев, увенчался недавно успехом: запущены первые парогенераторы, освоены первые нагнетательные скважины. Разогрев залежи начался».
Закачка пара в пласт была и остается основным инструментом для увеличения дебита скважин на пермокарбоновой залежи Усинского месторождения, разработка которой является для ЛУКОЙЛа приоритетным направлением.
Для повышения производительности добывающих скважин на промысле используются парогенераторные установки, способные закачивать в недра до 20 тонн теплоносителя в час. Программа по их строительству в Усинске на 2018 год выполнена на 100 %. Расширение сети ПГУ продолжается – в этом году будет введен в эксплуатацию комплекс парогенераторных установок.
Кроме того что ПГУ позволяют нефтяникам эффективнее добывать тяжелую нефть пермокарбона, они еще играют важную роль в улучшении экологической составляющей производства ЛУКОЙЛ-Коми. Дело в том, что котлы парогенераторов используют попутный нефтяной газ (ПНГ) в качестве топлива, тем самым утилизируя его.
На снимке из архива «СВ»: машинист парогенераторной установки (наши дни)