Ровно 58 лет назад Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. Символично, что 12 апреля выходит в свет наш новый номер. В связи с этим редакция решила «запустить в космос» … целый завод.
Усинский газоперерабатывающий завод – это цельный производственный комплекс, который, по сути, мало чем отличается от международной космической станции. Кроме того что он просто начинен высокотехнологичным оборудованием, так еще и часть сооружений на его территории вполне напоминает ракеты перед стартом. И, по секрету скажем, на дожимной компрессорной станции № 1 установлены почти авиадвигатели.
Центр управления полетами
Конечно, одним из главных сооружений нашей МКС можно считать административно-бытовой корпус компрессорной станции № 1, являющийся, если следовать аналогии, центром управления полетами. Именно отсюда, из операторной, по многочисленным мониторам контролируются персоналом основные параметры всего завода: как основных, так и вспомогательных систем. Одновременно за пультами управления может находиться до пяти операторов, каждый отвечает за свой участок. Их, в свою очередь, в день нашего визита контролировал начальник дожимной компрессорной станции Руслан Шишкин.
Каждая уважающая себя МКС имеет на своей базе научно-исследовательский центр. На УГПЗ эту функцию выполняет комплексная лаборатория физико-химических исследований под руководством начальника Лейлы Апакидзе. Это подразделение занимается исследованиями попутного нефтяного газа. Каждая проба поступает лаборантам с сопроводительными документами: когда и где прошел отбор, фамилия человека, который произвел этот отбор. А дальше уже дело за персоналом лаборатории и современными приборами-анализаторами.
На компрессорной станции ДКС-1 установлены газотурбинные двигатели (ГТД), которые служат приводом для центробежных компрессоров. Интересно то, что двигатель использует попутный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Кстати, первые ГТД-двигатели на самолетах появились еще до окончания Второй мировой войны.
Святая святых
Наш сопровождающий, заместитель начальника цеха подготовки и переработки газа Максим Боровой провожает нас в святая святых корабля – на блок подготовки и переработки газа. Весь газ, который приходит на завод после компримирования, поступает на этот блок, где от него отделяются жидкие углеводороды. Из них затем заводчане получают пропан-бутан технический (ПБТ) и стабильный газовый бензин. ПБТ поставляется на объекты ЛУКОЙЛ-Коми и подрядным организациям. Бензин же отправляется на «Ставролен» на дальнейшую переработку.
Экипаж
Теперь, собственно, об экипаже нашего корабля (завода). Его обслуживает большой штат инженеров разного профиля. Пожалуй, каждый третий имеет эту профессию. Мы, в частности, познакомились со службой технического контроля корабля (в быту представителями управления технического надзора центрального аппарата ЛУКОЙЛ-Коми) – ведущим инженером Виктором Павлюченко и инженером Денисом Гардановым, осуществляющими контроль соблюдения требований промышленной безопасности на производстве.
Есть на корабле своя техническая служба – участок по ремонту газовых компрессоров, технологического оборудования и трубопроводов (УРГКТОиТ), который базируется в ремонтно-механической мастерской (РММ). Мы познакомились здесь со скромными слесарями по ремонту технологических установок РТУ Александром Филипповым и Олегом Ударченко.
И здесь же, в РММ, обнаружили стойку с ровным рядом скафандров. Конечно, это были костюмы – боевая одежда пожарного для оперативного реагирования на случай нештатных ситуаций, пропитанные огнеупорным составом. Минута, и один из слесарей Тимур Сунагатуллин оказался полностью облаченным в этот скафандр. Кстати, многие из экипажа УГПЗ имеют вторую специальность – спасателя.
Оказалось, что на заводе есть даже «аппараты для выхода в открытый космос» – изолирующие дыхательные аппараты для работы в загазованной среде. По нашей просьбе их примерили машинист компрессорных установок ДКС № 1 Михаил Скрыльников и оператор технологических установок ДКС № 2 Александр Сердюков.
Кстати, на УГПЗ имеется собственный учебный класс для подготовки экипажа к экстремальным нагрузкам и оказанию первой помощи, где главным подопытным является медицинский манекен Гоша.
Подводя итоги, со своей стороны можем сказать, что «отправка» УГПЗ в космос удалась!