Осколок истории

11 8

Ряды экспонатов Музея истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» пополнил ценный экземпляр – часть резервуара вертикального стального (РВС), построенного на Яреге 76 лет назад в пылающем 1942 году.

В 40-х годах Советский Союз добывал более 31 млн тонн нефти. Главными районами нефтедобычи оставались Азербайджан и Северный Кавказ, то есть Грозный и Краснодар, на которые приходилось 15 % всей союзной добычи. Здесь же были сосредоточены и основные разведанные запасы нефти.

Отчасти поэтому летом 1942 года Адольф Гитлер решил, что не стоит тратить силы на взятие Москвы и обратил свое внимание на юг и каспийскую нефть. Немцев сильно беспокоило, что, отступая, русские могут поджечь нефтяную инфраструктуру и на ее восстановление уйдет много месяцев.

Правая рука знаменитого немецкого диверсанта Отто Скорцени – Адриан фон Фелькерзам, наш бывший соотечественник, получил задание: забраться в глубокий тыл русских и сберечь от разрушения нефтяные промыслы Майкопа.

Когда 8 августа 1942 года фашистские танки приблизились к городу, то там началась спешная подготовка к уничтожению нефтяных объектов. Немецкие диверсанты, переодетые в форму советских солдат и офицеров, разделились на группы, одна из которых захватила центральный пункт связи и передала в части приказ о срочном отступлении. Другие группы разъехались по буровым и предприятиям с приказом об отмене запланированных взрывов. Дезинформация и паника сделали свое дело: Майкоп был оставлен без серьезного сопротивления, а буровые остались целы. За эту операцию Фелькерзам получил высшую военную награду – Рыцарский крест.

Оккупация районов нефтедобычи Западной Украины, Краснодарского края, Грозненской области привела к резкому снижению уровня добычи нефти и продуктов ее переработки. Была нарушена связь Северного Кавказа с Центром и Поволжьем, перевозки нефти и нефтепродуктов из Баку осуществлялись по Каспийскому морю в цистернах, сцепленных тросами по 10–15 штук, и в нефтяных резервуарах.

В условиях острого нефтяного дефицита на нефтяников Коми АССР была возложена задача частичной компенсации этих потерь. Восстанавливались старые, ранее заброшенные нефтяные скважины, началось бурение новых эксплуатационных – на Чибью, Чути, Лыаели и глубоких – на Печоре. Добыча нефти, начатая на ярегской шахте в 1939 году, носила экспериментальный характер. Но фронт нуждался в «черном золоте». Наряду с форсированием работ по завершении строительства шахты № 1 в 1942 году было возобновлено строительство нефтешахты № 2 и заложена нефтешахта № 3. Уже к концу 1941-го добыча шахтной нефти увеличилась по сравнению с 1940 годом в четыре раза, и, таким образом, за счет Яреги во время войны добывалось 85 % всей ухтинской нефти. Именно в это сложное для страны время на Яреге и были возведены клепаные РВС-2000, предназначенные для доподготовки нефти до товарного качества после предварительной подготовки ее в шахте.

На старые заклепки и обратил внимание мастер Цеха по подготовке и перекачке нефти НШПП «Яреганефть» Феликс Бикбулатов, проходя мимо подлежащих демонтажу РВСов. Будучи молодым специалистом, он не раз посещал с экскурсиями Музей истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры и решил внести свой вклад в пополнение экспозиции. Увесистый «осколок» огромного стального резервуара 1942 года постройки теперь займет, по словам начальника музея Никиты Лясковского, особое место среди экспонатов.

Уникальный образец привез и передал во время экскурсии электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования 4-го разряда НШ-1 НШПП «Яреганефть» Игорь Михеевский.

– РВС был построен во время пикового развития Ярегского месторождения – одного из значимых моментов истории трудовых подвигов тыла и нашего края во время Великой Отечественной войны, который мы должны помнить. Передача в музей этого «осколка» истории – отличная возможность запечатлеть этот момент навсегда, – отметил он.

Подготовила
Ульяна БАХ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх