Июль. Жара. Небольшое заводское помещение. На полу без сознания лежит молодой мужчина. В комнату входят четверо, одетые явно не по погоде – в специальных защитных костюмах, на лицах – панорамные маски дыхательных аппаратов, за спиной – кислородные баллоны…
Знание — сила
Это не сценарий нового голливудского фильма-катастрофы – это учеба нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ) ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка.
Оператор технологических установок 6 разряда Александр Селюнин в нештатном газоспасательном подразделении Ухтинского НПЗ состоит с момента его создания. В 2012 году ему, как и еще полусотне заводчан, сделали предложение – стать добровольным помощником газоспасателей. Выбор претендентов вполне очевиден – хорошая физическая подготовка, устойчивая психика, ровные отношения в коллективе.
– Когда предложили войти в состав нештатного аварийно-спасательного формирования, сомнений не было. Разве можно отказаться учится тому, что позволит спасти жизнь товарища? – размышляет Александр. – Ты приобретаешь определенную уверенность в том, что можешь в случае необходимости сделать больше для коллег, друзей. Здесь самое главное, на мой взгляд, – чувство локтя: ты можешь подержать человека в сложной ситуации и знаешь, что поддержат тебя. Поэтому конфликтов на работе быть не должно, здоровая атмосфера – прежде всего.
Здоровая атмосфера – в прямом и переносном смысле. Ухтинский нефтеперерабатывающий завод – опасный производственный объект, большинство аварийных ситуаций на котором могут привести к локальным пропускам газовых смесей, непригодных для дыхания (читай – жизни). Поэтому первыми в списке практических занятий стоят: «Проверка и включение в дыхательный аппарат» и «Включение в дыхательный аппарат пострадавшего». Действия, которые отработаны до автоматизма у газоспасателей-профессионалов, и которые должны стать таковыми у их первых помощников.
Залог успеха – точность
– Бойцы нештатного газоспасательного подразделения – незаменимые люди на своих установках. Они знают объект, как свои пять пальцев, лучше никто не знает, как быстрее и безопаснее добраться до определенных технологических помещений, – дает оценку своим коллегам заместитель командира газоспасательного отряда «ЛУКОЙЛ-УНП» Роман Наконечный. – Главная наша задача – спасение людей, ликвидация и локализация аварийных ситуаций, и в этом процессе нештатникам определена одна из ведущих ролей, выполнить которую следует максимально точно. Ничего сложного нет, надо всего лишь правильно и последовательно выполнять алгоритм действий – кто, что и в какой очередности делает, что несет, кому помогает. Залог любой победы – в точности».
Отработка специальных знаний и умений проходит в постоянном режиме. Занятия для НАСФ расписаны на год – по два часа каждый месяц. Практика показывает, что этого более чем достаточно, чтобы поддерживать моторную память. Не исключены и внеплановые учения, призванные подтвердить готовность газоспасателей к различным ситуациям. И пусть взаправдашних инцидентов (в этом месте принято трижды стучать по дереву) у нештатных газоспасателей не было, их «бронепоезд» стоит на запасном пути с разведенными парами.
… Движения фигур плавные и спокойные. Сигнал на базу – «Обнаружен пострадавший, принимаются меры по оказанию первой медицинской помощи и эвакуации». Пострадавший осмотрен в оперативном порядке, включен в дыхательный аппарат, уложен на носилки и вынесен в безопасную зону. Подразделение газоспасателей свою работу выполнило.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Роман Наконечный, заместитель командира газоспасательного отряда ООО «ЛУКОЙЛ-УНП»:
Бойцы нештатного газоспасательного подразделения – незаменимые люди на своих установках. Они знают объект, как свои пять пальцев, лучше них никто не знает, как быстрее и безопаснее добраться до нужных технологических помещений. Главная наша задача – спасение людей, и в этом процессе внештатникам определена одна из ведущих ролей, выполнить которую следует максимально точно
[/bubble]
Роман КВАШНЁВ