Экологическая безопасность, комфортные условия труда на рабочем месте – приоритетные задачи, которые решаются на предприятиях Группы «ЛУКОЙЛ». На Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе этому уделяется особое внимание.
Прошло около года, как в «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработке» ввели в эксплуатацию систему улавливания паров на железнодорожной эстакаде налива светлых нефтепродуктов. Заводчане уже успели оценить ее эффективность. Работать стало намного легче, не надо несколько часов стоять и контролировать заполнение вагонцистерн.
Автоматический контроль
До этого нефтепродукты в емкости попадали по старинке: открывался люк, заправлялись наливные устройства – «телескопы», в цистерну опускался стояк, запускался налив. За сутки таких цистерн набиралось больше сотни. Операторам эстакады налива светлых нефтепродуктов (сливщикам-разливщикам) приходилось трудиться, что называется, вручную, постоянно присутствовать на месте и не допустить перелива. Длина эстакады 240 метров. За смену – три подачи вагонцистерн. Пока их все обойдешь, проконтролируешь процесс – вот и складывались километры пути.
Теперь все иначе. То есть и сейчас сливщики-разливщики ставят вагоны, устанавливают устройства налива, но сегодня это уже закрытые герметичные наливные устройства с газоотводными трубками, которые направляют пары углеводородов на установку улавливания паров. Коллектор отвода паров доставляет их в процессе налива в абсорбер, где и происходит полное улавливание, возвращая на повторную переработку для получения повторной товарной продукции. Работать при герметичном наливе стало гораздо безопаснее и, особенно в зимнее время года, комфортнее для всего обслуживающего персонала.
Как рассказал начальник участка приема, хранения нефти и приготовления товарной продукции Евгений Самойлов, сейчас идет автоматический процесс налива нефтепродуктов в вагонцистерны с использованием программного обеспечения, установленного на компьютерах управления наливом. На всех его этапах программа сама контролирует наполняемость котлов вагонцистерн. Оператор товарный, в зависимости от типа цистерны, опираясь на калибровочные таблицы, задает программе необходимый уровень налива индивидуально для каждой вагонцистерны. После заполнения последней емкости насосное оборудование автоматически отключается, что позволяет сливщикам-разливщикам безопасно провести окончательные маневры с заполненными емкостями.
Экологически безопасные технологии
Надо отметить, что двухуровневая система контроля налива позволяет отгружать готовую продукцию до максимально возможного наполнения каждого типа вагонцистерны. До модернизации сливщику-разливщику приходилось визуально определять степень наполненности емкости.
Более того: система налива продублирована, то есть при отказе основных датчиков уровня налива вагонцистерны включаются в работу аварийные, которые не допустят ее перелива.
Словом, рабочее время сливщика-разливщика освободилось для проведения технического обслуживания оборудования, уборки территории эстакад. Также в новой системе герметичного налива используется активное заземление вагонцистерн при наливе, то есть при его разрыве либо отсутствии программное обеспечение не позволит поступать нефтепродукту непосредственно в котел вагонцистерны.
Вот и получается, что внедренные технологии на НПЗ оказались экономически эффективными в части повторной переработки уловленных паров, обеспечили повышение качества и экологической безопасности продукции и охрану окружающей среды. Ведь чистая атмосфера – это прежде всего здоровье людей, сотрудников завода и наших близких.
Евгения ОВОДОВА