Применение новых технологий в бурении нефтяных скважин – залог повышения эффективности процесса и снижения эксплуатационных затрат в будущем. Особенно это касается тех случаев, когда приходится сталкиваться с особо прочной породой в недрах земли.
«ЛУКОЙЛ-Коми» завершил бурение скважины на Кыртаельском месторождении на пять дней раньше запланированного срока благодаря инновационной технологии бурения в сложных песчаных пластах.
Дело в том, что бурение секций эксплуатационной колонны в скважинах на этом месторождении осложнено наличием плотных битуминозных известняков, кварцевых песчаников и алевролитов – сцементированной твердой горной породы. Именно из-за ее высокой абразивности значительно сокращается эксплуатационный ресурс всех типов породоразрушающих инструментов (долот), используемых при бурении. В таких условиях средняя «жизнь» одного долота составляет 123 метра, механическая скорость проходки не превышает 0,7 метра в час, а катастрофический абразивный износ по плечевой части отмечен у большей части инструмента.
В целях увеличения износостойкости долот и сокращения времени на строительство наклонно-направленной скважины инженеры «ЛУКОЙЛ-Коми» разработали специальную программу бурения. Было предложено использовать долота с центральной алмазной вставкой конической формы – Stinger и с вращающимися PDC резцами ONYX 360. Выбор инженеров позволил использовать весь ресурс алмазного края PDC резца в процессе бурения. Он дольше остается острым, что не только продлевает срок его эксплуатации в сравнении с фиксированными резцами премиум-класса, но и позволяет сократить количество рейсов долота, снижая в итоге затраты на бурение. Эффективность механического бурения обеспечил двигатель Power Pak.
Установленные в центре долота, вставки Stinger постоянно разрушают и дробят колонну пород со снятыми напряжениями, которая аккумулируется в середине долота. Это позволяет повысить качество строительства скважины и снизить вибрацию.
Инновационная технология нашла успешное применение на практике: благодаря ей существенно сократились затраченное на бурение время и необходимые для его осуществления расходы. Новшество позволило «ЛУКОЙЛ-Коми» пробурить секцию эксплуатационной колонны за 15 дней со средней механической скоростью проходки 9,3 метра в час. Для Кыртаельского месторождения — это рекорд. Более того, для достижения проектной глубины потребовались три долота и три рейса, тогда как для другой скважины, пробуренной на этом месторождении ранее, было использовано шесть долот и семь рейсов.
Светлана НИКИФОРОВА