65 лет в строю

5 6 1

На этот раз, уважаемый читатель, перед вами в роли юбиляра предстанет не человек, а порождение инженерной научной мысли – установка АВТ (атмосферно-вакуумная трубчатка) ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка».

Но в статье речь пойдет прежде всего о людях, которые ее построили, вдохнули в нее жизнь и которые сегодня продолжают трудовую вахту.

 

У истоков

В архиве Ухтинского НПЗ бережно хранят воспоминания тех, кто создавал инфраструктуру завода. По воспоминаниям старшего оператора (впоследствии занимавшего пост начальника АВК) Руфа Барцева, пуск установки состоялся в конце апреля 1952 года. Первый ее начальник – Александр Серебряков.

Объект был спроектирован для переработки тяжелой нефти Ярегского месторождения. Проектная мощность составляла 1 760 тонн в сутки. Выпускаемая продукция: тракторный керосин, соляр к-2.

Вот как описывает те далекие дни ветеран труда, старший оператор Николай Раздобурдин, который стал работать на установке в 1953 году, через год после пуска в эксплуатацию:

– С 1952 по 1955 год производительность установки в сутки составляла 1 100–1 200 тонн. Оборудование было маломощное, насосы паровые. Перерабатывали только тяжелую нефть и отборный мазут. Все работы производились вручную. В смене было семь человек и один дежурный слесарь.

Воспоминания написаны в честь 30-летия АВТ и автор отмечает, что за прошедшие годы объект полностью изменился. Производство стало автоматизированным, произведена замена верха К-2 и поставлены новые К-1, К-4, К-6, заменили стабилизацию в печи, паровые насосы на центробежные, в конвекции убрали парообогреватель, поставили Т-8 промежуточного орошения и многое другое. Результаты столь впечатляющей модернизации не заставили себя ждать – производительность выросла до 4 200 тонн в сутки.

Бывший начальник установки Анатолий Балахнов в мемуарах, написанных в 1982 году, отмечает: в связи с тем, что в 50-х – начале 60-х годов были открыты новые месторождения, где стали добывать легкую нефть, остро встал вопрос о ее переработке на Ухтинском НПЗ. Этим обстоятельством и вызвана реконструкция АВТ.

В период с 1964 по1968 год прекращен выпуск тракторного керосина и начат выпуск новых видов продукции.

В 72-м пущен в работу новый блок стабилизации, что позволило более тщательно вести контроль за технологическим процессом и ремонтом. Устаревшие приборы заменялись более совершенными.

Через четыре года пущен в эксплуатацию аппарат воздушного охлаждения установки атмосферно-вакуумной трубчатки.

В 1978 году получены первые партии новой продукции из тяжелой нефти: масла-мягчители, нафтопласт и полимерпласт. В 1979-м налажено плановое производство, а в 1980-м усовершенствована схема выпуска летнего дизельного топлива.

Время не стоит на месте, и ветер перемен дует постоянно. Объекты Ухтинского НПЗ подверглись технологическому перевооружению, когда завод вошел в состав предприятий ЛУКОЙЛа. Сначала дело коснулось головной установки АТ1. В 2012-м состоялось полное техническое перевооружение АВТ. Старую конструкцию демонтировали и возвели новую. Сегодня установка входит в комплекс переработки тяжелого сырья, состоящий из трех установок – АВТ и висбрекинга и установки производства нефтебитумов (УПНБ).

В результате модернизации увеличилась глубина переработки «черного золота». Здесь трудятся две бригады операторов: одна бригада на УПНБ, вторая – АВТ и висбрекинга. Управление ведется из единой операторной.

 

В железных недрах

Когда впервые увидел установку АВТ, она поразила меня бесконечными завитками труб, переплетением стальных балок, кабелей и прочей производственной атрибутикой. Что тут делать человеку, для меня было загадкой. Но познакомился и поговорил с людьми, которые уже много лет проработали на установке, знают ее до последнего винтика и могут популярно объяснить, что происходит в железных недрах высокотехнологичного агрегата.

Один из бывалых тружеников – заместитель начальника производства «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработки» Александр Егорев. Стаж работы – 22 года, причем первые 12 лет он проработал на АВТ. Довелось трудиться бок о бок с теми, кто учился у первых сотрудников установки.

– С благодарностью вспоминаю одного из лучших тружеников Николая Александровича Донина, которого считаю наставником. Еще один ветеран – Руф Михайлович Басов – воспитал у меня и таких же молодых ребят чувство локтя. У нас был хороший, слаженный коллектив. Если что-то не получалось, обращались друг к другу за помощью. Нас учили быть честными с коллегами, отвечать за слова и поступки, не перекладывать ответственность на других. И мы теперь молодежь этому учим, – делится воспоминаниями Александр Алексеевич.

Еще у одного ветерана Михаила Михалева первая встреча с АВТ произошла в 1985 году. Учащийся СПТУ № 5, будущий оператор технологических установок проходил на НПЗ практику. Потом была армия и другая работа, но в 95-м установка снова и уже навсегда вошла в его жизнь. Михаил Павлович два года уже как вышел на пенсию, но работать продолжает. Считает, что рано уходить на отдых, много полезного еще можно сделать на заводе.

 

Случайных людей нет

А ветеранов в трудовом коллективе осталось не так уж и много. На АВТ работает в основном молодежь в возрасте до 30 лет. Разные пути-дороги привели их на Ухтинский НПЗ.

Оператор технологических установок Алексей Орловский четыре года назад пришел сюда после окончания Ухтинского государственного технического университета. Так сложилась трудовая династия Орловских – отец трудится здесь же на установке машинистом технологических насосов.

Алексей говорит, что доволен профессиональным выбором. Работать интересно, да к тому же с течением времени все меняется. Сейчас вот с установкой висбрекинга объединили, надо ее изучать. Так что скучать некогда. Адаптироваться и войти в рабочий ритм помогли старшие коллеги. Наставником на производстве был Денис Багрецов. Теперь так сработались, что вместе выступают на конкурсе профмастерства «Лучший по профессии». Два года подряд они брали бронзу среди операторов технологических установок предприятий Группы «ЛУКОЙЛ». Теперь готовятся к очередному, хотят улучшить результат.

Оператор РСУ 6-го разряда Денис Багрецов начал работать на АВТ благодаря тому, что родители настояли на его учебе в горно-нефтяном колледже. Первую специальность – газоэлектросварщик 4-го разряда – юноша приобрел в ПЛ-30. В 2008 году получил диплом по специальности «переработка нефти и газа» и стал трудиться на установке. По словам Дениса, он знает, к каким вершинам стремиться. И не жалеет для этого сил.

Начальник комплексной переработки тяжелого сырья Игорь Скроба уверен, что коллектив ничуть не уступает в профессиональном мастерстве своим предшественникам, а по уровню знаний даже превосходит их, поскольку производство стало высокотехнологичным.

– На АВТ случайных людей нет. У нас хороший коллектив – золотой сплав молодежи и ветеранов. Желаю нашей команде верить в светлое будущее нашей установки и завода в целом. Продолжать плодотворно трудиться на благо Компании, республики и любимого города, – заключил Игорь Александрович.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Игорь Скроба, начальник комплексной переработки тяжелого сырья ООО «ЛУКОЙЛ-УНП»:

На АВТ случайных людей нет. У нас хороший коллектив – золотой сплав молодежи и ветеранов. Желаю нашей команде продолжать плодотворно трудиться на благо Компании, республики и любимого города

[/bubble]

5 6 2

Петр БОБРАКОВ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх