ОТ КАМ-500 ДО GDS

«австралиец» GDS

Об истории применения подземных буровых станков

Специалисты нефтедобычи утверждают, что путь к нефти лежит через высокие скорости бурения, а значит, техническое оснащение тут играет важную роль. На нефтешахтах Яреги вопрос этот остается актуальным со времен первой добытой тонны нефти и по сегодняшний день.

Начавшаяся в 1940 г. промышленная эксплуатация Ярегских нефтешахт поставила вопрос о необходимости применения подземных буровых станков. На первых порах бурение в нефтешахтах велось геологоразведочными станками КАМ-500. Эти станки были совершенно не приспособлены для работы в подземных условиях, производительность из-за невысоких скоростей проходки подземных скважин не отвечала все возрастающим потребностям в ярегской нефти. Поэтому вскоре на смену этим маломощным станкам пришли станки ПГ-200. Однако и они не отличались высокими скоростями проходки, имели много конструкторских недоработок, хотя и таили в себе большие потенциальные возможности.

 

ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ

Вот что вспоминает в своей книге «Шаги в неведомое» знаток Севера журналист Владислав Круковский: «Почти все станки ПГ-200 стояли на «приколе» с поломками, а бурение по-прежнему велось устаревшими КА-300 и КАМ-500. По сравнению с ними станок ПГ-200 представлял собою весьма сложный механизм, и, естественно, не только буровики, но и обслуживающий персонал осваивали его с большим трудом».

Однако, в том, что эти «примитивные» буровые станки сыграли положительную роль в начальный период эксплуатации нефтяных шахт Яреги, сомнений нет. Тем не менее, возросшие объемы бурения требовали модернизации буровых станков. И вот в 1952 г. на Ухтинском механическом заводе был изготовлен подземный буровой станок «Ухтинец», который имел целый ряд существенных преимуществ: значительно более сильное давление на забой, больший крутящий момент, механическую подачу каретки. Но и он полностью не отвечал необходимым требованиям бурения в шахтных условиях: большие габариты и вес требовали наличия дополнительного промывочного насоса, недостаточными были давление на забой и мощность на шпинделе. Приводом этого станка являлся электрический мотор.

Новый подход в освоении Ярегского месторождения, а именно: переход на новую уклонно-скважинную систему разработки, поставил перед коллективами нефтешахт вопрос об обеспечении полной безопасности работ в газонасыщенной, взрывоопасной среде нефтеносного пласта. Особенно это относилось к буровым установкам, т.к. их деятельность подразумевала нахождение оборудования – станка и промывочного насоса с установленными на них электродвигателями – непосредственно у устья бурящейся и газирующей скважины. Это грозило при малейшем искрообразовании весьма опасными последствиями. И вновь перед инженерами встал вопрос о серьезном переоборудовании бурового станка. Ответ был найден в виде установки на станок вместо электродвигателя многоступенчатой гидравлической турбины, т.е. оборудование стало работать с помощью напора воды, создаваемого насосом, который можно было установить в любом безопасном месте.

 

ЧЕСТЬ И ХВАЛА ИНЖЕНЕРАМ

Первые же испытания нового подземного бурового станка ПБС-2Т в 1954 г. превзо-шли все ожидания. Была гарантирована полная безопасность работы во взрывоопасной среде, в разы увеличились основные характеристики станка, отпала необходимость держать промывочный насос, при этом вес и габариты станка стали значительно меньше. Скорость проходки скважин возросла в два раза, снизилась себестоимость работ. Появилась возможность бурить скважины до 300 метров, при том, что до этого длина скважин не достигала и 200 метров. Честь и хвала инженерам, конструкторам, механикам того нелегкого послевоенного времени, которые порой ценой нечеловеческих усилий сумели создать исключительно удачный подземный буровой станок ПБС-2Т.

Кстати, позже это изобретение ухтинских инженеров экспонировалось на Всемирной выставке в Брюсселе, где ПБС-2Т вызвал большой интерес у посетителей и был удостоен медали. На Ухтинском механическом заводе было выпущено 40 таких станков. Хотелось бы отметить, что некоторые из них до сих пор работают на Ярегских нефтешахтах.

Впрочем, время диктует свои условия, возникают новые требования, новые технологии, новые системы разработки Ярегского месторождения. А с приходом на юг Тимано-Печоры Компании «ЛУКОЙЛ» становится возможным и внедрение самого современного оборудования.

И вот в 2011 г. впервые на нефтешахте №1 был введен в работу австралийский буровой станок GDS, вмещающий в себя все современные технологии бурения, включая систему направленного бурения с передачей основных показателей на монитор компьютера – и все это непосредственно в шахте. Мощности этого станка сегодня позволяют бурить подземные скважины глубиной до 800 метров, что значительно сокращает ведение дорогостоящих проходческих работ.

– На сегодняшний день пробурено пять скважин глубиной по 800 метров каждая, одна из них обсажена и дает до двух тонн нефти в сутки, – рассказывает главный механик – руководитель группы главного механика НШУ «Яреганефть» ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Дмитрий Беляев. – И все это в не разогретом пока еще пласте. Глубокие скважины – это новое направление в добыче нефти и, безусловно, новые перспективы развития Ярегского месторождения.

Такова история «эволюции» применения подземных буровых станков на нефтешахтах Яреги, с помощью которых добыты миллионы тонн нефти. Но на этом история технического освоения нефтешахт не заканчивается, впереди у нее еще много новых направлений. Уже в 2012 г. на нефтешахтах будет поставлен новый ремонтно-буровой станок для глубоких скважин. Ведется разработка нового высокотехнологичного бурового станка ПБС-3.

Наталия ТАНКОВА,
Дмитрий БЕЛЯЕВ

На снимке из архива Дмитрия Беляева: «австралиец» GDS

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх