Зри в корни!

Большой этнографический диктант – это ежегодное событие, которое проходит в преддверии Дня народного единства. Молодые специалисты разных подразделений ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ традиционно принимают в нем участие, и этот год не стал исключением.

Решила попробовать свои силы и Анна Яговкина, ведущий инженер отдела по формированию базы документов по Усинскому региону.

– С историей и обрядами народов страны знакома не понаслышке, занимаюсь вокалом в русском народном коллективе, – делится девушка. – В Коми переехала недавно и с местными обычаями еще не знакома, поэтому, конечно, на общероссийские вопросы мне было отвечать легче. Но диктант был очень интересным, я почерпнула для себя много нового.

А насколько вы подкованы в знании традиций и обычаев разных народов? Предлагаем проверить себя и ответить хотя бы на часть вопросов этнодиктанта.

  1. Во время сватовства у разных народов родители жениха дарят девушке различные предметы в знак того, что она уже обручена с их сыном и не может стать женой другого мужчины. Какой предмет принято дарить у хантов?

A. Платок
B. Серебряную монету
C. Бисерное ожерелье
D. Шубу

ОТВЕТ

Платок. Просватав невесту, родители жениха присылали ее родителям платок, чтобы они не смогли отдать дочь в жены другому. Платок был символом замужней женщины, а этикет предписывал ей закрывать лицо в присутствии мужчин – родственников по линии мужа. При них женщина натягивала платок на лицо, поворачивалась к ним боком или спиной, молчала или разговаривала тихо.

  1. В обычаях, связанных с новорожденным, у всех восточных славян (белорусов, украинцев, русских) большую роль играл мех и меховая одежда. У белорусов при таком обряде младенца клали на шубу или кожух, на которые также ставили воду с овсом для омовения ребенка. Как называлось такое мытье у белорусов?

A. Вяселле
B. Жмуринки
C. Запоины
D. Застриженье

ОТВЕТ

Жмуринки. Очистительный обряд младенцев, у русских он назывался размывки, а у украинцев – зливки. Вселле – это общее название свадьбы у белорусов, а запоины и застриженье – отдельные свадебные обряды.

  1. У адыгов говорили, что у любого уважающего себя человека, в особенности у мужчин, должно быть «длинное горло». Что это значит?

A. Умение сильно кричать
B. Умение много есть
C. Умение контролировать свои слова и поступки
D. Умение долго говорить

ОТВЕТ

Умение контролировать свои слова и поступки. У адыгов считалось, что сильные эмоции возникают в животе, в груди, а затем уже переходят в голову и дают о себе знать в виде плохо контролируемых действий. Если этот путь длинный, то эмоции гнева успевают затихнуть, не обнаруживая себя. А вот у человека раздражительного и вспыльчивого «горло короткое».

  1. Для народов Севера и Сибири собака – очень важное животное, настоящий друг человека и его верный помощник. С собаками связано много примет, присловий и запретов. Например, «нельзя переступать через собаку – растопчешь свое счастье», «если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые». А что означает, если в дом придет чужая блудная собака?

A. Это к приходу добра и счастья
B. Будет пожар
C. Буден неурожай
D. Скоро придет ее хозяин

ОТВЕТ

К приходу добра и счастья. В традиционном хозяйственном укладе народов Севера и Сибири не существовало «ничейных», «бродячих» собак. Собаки всегда приходили к своим хозяевам, возвращались домой. Поэтому если к дому приходит взрослая собака, у которой явно нет хозяина, то это считалось добрым знаком.

  1. В конце Масленичной недели перед Великим постом было принято подвергать насмешкам некоторых юношей и девушек: им привязывали к ноге обрубок дерева, обливали водой, мазали сажей – то есть по-всякому привлекали внимание. Кого так наказывали?

A. Тех, кто не участвовал в развлечениях молодежи
B. Не вступивших в брак
C. Слишком вольного поведения
D. Слишком тихих и робких

ОТВЕТ

Не вступивших в брак. Не вступившая в брак в положенный срок молодежь нарушала природно-социальный цикл и, как считалось, негативно влияла на общее благополучие сельского социума.

  1. Сохранение у коренных малочисленных народов этого традиционного вида хозяйства сыграло особую роль в обеспечении военных операций советских войск в годы ВОВ. О чем идет речь?

A. Оленеводство
B. Рыболовство
C. Бортничество
D. Сбор дикоросов

ОТВЕТ

Оленеводство. Во время Великой Отечественной войны в Ненецком национальном округе, а также в Лешуконском районе Архангельской области и в Коми АССР были сформированы специальные оленно-транспортные (оленно-лыжные) батальоны. Их важнейшими задачами являлись санитарная эвакуация раненых с полей сражений, доставка грузов, оружия и снарядов.

  1. Охотники народов Коми для снятия усталости заваривали чай как общеукрепляющий и тонизирующий напиток. Из чего готовили этот чай?

A. Из мяты
B. Из чабреца
C. Из иван-чая
D. Из чаги

ОТВЕТ

Чага. Исконно коми чаями являлись напитки из лесных ягод и трав: шиповника, брусничного и смородинового листа, морошки и др. Но именно напиток из гриба чага упоминается в мифологии и древних текстах как бодрящий и оздоровляющий. Сейчас же он успешно используется при лечении псориаза.

  1. Какой праздник, отражающий самобытную культуру русского старожильческого населения Средней Печоры, стал одной из визитных карточек Республики Коми?

A. Луд
B. Зарни Сюр
C. Усть-Цилемская Горка
D. День оленевода

ОТВЕТ

Усть-Цилемская Горка. В исторический период своего бытования Горку играли в дни весенних праздников в период от Николина до Петрова дня на открытых местах (берег реки, площадки в центре поселений). Являясь сложным хороводно-игровым действом, Горка требовала четкого руководства со стороны хранителей традиции («заводил»). В современном бытовании Горка, получившая статус межрегионального праздника, устраивается в административном центре Усть-Цилемского района (с. Усть-Цильма), а также в других населенных пунктах.

  1. Как называлась традиционная коми кукла, основой которой являлся деревянный стержень, вырезанный из ветки дерева с неочищенной корой?

A. Акань
B. Лысва (роса)
C. Анькытш (горох)
D. Тулыс (весна)

ОТВЕТ

Акань. Первоначальное значение слова «акань» – «маленькая игрушечная сестренка, женщина». У сельских коми была широко распространена традиция изготовления детских кукол (акань). Их делали из ткани или кости, дерева и соломы, из бумаги. Это были фигурки девочек и мальчиков, женщин и мужчин.

Любовь АЛМАЗОВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх