ЗАВОДЧАНЕ

Наземный факел(Продолжение)

Очередной вехой в истории Ухтинского НПЗ стал 2003 год, когда объемы инвестиций увеличились более чем в два раза. В частности, было освоено один миллиард 500 миллионов рублей капвложений, из которых на новое строительство пошло 1372,2 миллиона. Оставшиеся 127,8 миллиона рублей употребили на техническое перевооружение объектов.

Прежде всего, в 2003 году заводчане принципиально изменили схему работы битумных установок, перенеся их на максимально удаленное от города расстояние. До этого количество выбросов загрязняющих веществ в воздух могло достигать 30 тонн в год, что вызывало справедливые нарекания со стороны экологических служб и населения. Новая схема выработки и слива битумов позволила ликвидировать сразу несколько опасных источников организованных выбросов.

Строительство установки гидродепарафинизации дизельного топлива с блоком серы (ГДС-850) завершилось в сентябре 2003 года. Комплекс дополнила запущенная в эксплуатацию в августе уникальная факельная система, позволяющая минимизировать выбросы вредных веществ в атмосферу.

На новую ступень

Оригинальный вариант, предложенный американской фирмой «Каллидус Текнолоджис», имел ряд неоспоримых преимуществ перед традиционной системой с высотным факелом, а именно: строительство дешевле на 30%, эксплуатационные затраты ниже примерно на 50%; исключается световое и тепловое облучение; управление и обслуживание факел-печи производит один человек с помощью видеокамер, заведенных на компьютер, осуществляющий общий визуальный контроль из операторной установок риформинга и ГДС-850.

В проектировании также приняла участие санкт-петербургская фирма «Алитер Акси», изготовившая затем еще и детали корпуса факел-печи. Использованные технические решения, по оценке специалистов, отличаются высокой надежностью и гарантируют безопасную работу всего завода при любых ситуациях.

По расчетам экономистов, вложенные в ГДС-850 один миллиард 600 миллионов рублей должны были окупиться примерно через 2,5 года. Их ожидания подтвердились полностью. Ведь до включения ГДС-850 в технологическую цепочку из тонны нефти получали около 40% светлых нефтепродуктов (остальное уходило в мазуты или судовое топливо). А с появлением комплекса этот показатель сразу возрос до 46–47%. Правда, чтобы довести свойства дизельного топлива до уровня требований Евросоюза, в перспективе требовалось дооборудование установки узлом введения пакета цетаноповышающих, противоизносных и противодымных присадок. И этот узел был своевременно спроектирован.

Следует отметить, что вся проектная документация по реконструкции ухтинской нефтепереработки с 2000 года проходила через проектно-конструкторский отдел завода. Трудностей у его специалистов хватало. Например, в том же 2000 году генеральный проектировщик «Ростовнефтехимпроект» задержал разработку чертежей на 1,5 месяца, и только благодаря заводским специалистам ситуация не вышла из-под контроля. Как и в прежние годы, в первую очередь, сказался опыт начальника заводского ПКО Дмитрия Махини, знания и труд которого, по единодушному мнению заводчан, вложены в каждый действующий объект НПЗ. Вместе с А. Я. Молий и П. С. Белоконем он по праву занимает место в почетном списке «заводских легенд».

Их знает каждый

У Дмитрия Макаровича Махини, как и у большинства заводских ветеранов, очень непростая судьба. Родился он в 1927 году в Краснодарском крае, подростком пережил оккупацию, армейскую службу проходил в Иране и был осужден за неисполнение приказа. Так и оказался в Ухте, на нефтеперерабатывающем заводе, которому отдал полвека своей жизни. Без отрыва от производства окончил Московский институт нефти и газа имени Губкина. Сочетая знания и богатый опыт, досконально освоил тонкости нефтепереработки и вскоре дорос до главного инженера. А перед выходом на пенсию руководил проектно-конструкторским отделом.

Чтобы не сложилось однобокого представления в пользу руководителей, следует отметить, что свои легендарные личности есть и среди простых рабочих. Скажем, продолжительное время установку риформинга обслуживал приглашенный из Ярославля в 1972 году старший оператор Валентин Чеблоков, за свой труд награжденный орденами Трудовой Славы III степени и Трудового Красного Знамени, воспитавший немало учеников. На установке АВТ всем известны старшие операторы Николай Донин и Сергей Одинцов. На технологической установке АТ-1 признанными мастерами являются Александр Бородавкин, а также братья Александр и Владимир Новожиловы. Более 40 лет проработал на предприятии экскаваторщик Григорий Вершинин, последние годы – на погрузке серы, производимой на технологической установке ГДС-850…

А сколько еще имен хранит благодарная человеческая память, у которой, на самом деле, нет и не может быть предела!

Подготовила
Вера МАРТЫНЮК

На снимке из архива предприятия: наземный факел

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх