Я не люблю, когда наполовину…

На просторах нашей страны не встретить того, кто хоть раз не слышал бы о нем. Это был человек-эпоха, тот, кто в России больше, чем поэт. Трудно в наше время найти аналогичную по многогранному таланту личность. Он умел пропустить через свою душу чужую жизнь, чужую судьбу, чужой опыт и выдать емкое рифмованное произведение.

25 января 1938 года родился Владимир Семенович Высоцкий. Среди лукойловцев, уверены, немало поклонников его творчества. О знакомстве с автором, тернистом пути поэта и артиста, балладах, Гамлете и «трансформации сознания» мы поговорили с одним из его ценителей – директором Усинского газоперерабатывающего завода, депутатом Совета Усинска Владимиром Шкуренко.

– Впервые услышал Высоцкого в гостях у дяди, Владимира Шолкина. У него была коллекция грампластинок, а мне, тогда еще совсем пацану, было очень интересно их «крутить», – вспоминает наш собеседник. – Там были «Охота на волков» и «Порвали парус», мне понравилось, да и дядя говорил, что хорошая музыка, слушай. После – уже в армии – Владимир Семенович вновь стал актуален, когда на сцену вышли «протестные» Виктор Цой и «Наутилус Помпилиус».

Владимир Шкуренко отмечает, что более «тесное» знакомство с автором и исполнителем случилось уже в зрелом возрасте, когда он приобрел мультимедийный сборник от «Эха Москвы» под названием «Один Высоцкий». Это сто глав подкастов о жизни артиста, разборов песен, книга, архивные аудио- и видеозаписи.

– Наверное, Высоцкий стал тем самым «протестным» голосом только в последние годы жизни, личность хотела свободы. И какие песни у него протестные? Нет же ни одной. У него все про жизнь, – рассуждает Владимир Викторович. – Если вдуматься, то в 70-е годы каждый второй фильм был с песней или музыкой Высоцкого. Но не все об этом знали. Прямого запрета на него как бы не существовало, но все-таки он был – весьма существенный и заметный. После легендарного «Места встречи» он, как говорится, пошел в массы, но, что удивительно, его на улицах все равно не узнавали.

Другая значимая черта характера автора – сумасшедшая работоспособность. Он давал по три концерта в день, проводил на сцене по девять часов. И причина банальна – хотел заработать на автомобиль.

При этом никогда не отказывал тем, кто приглашал его, к примеру, в гости. Просто брал гитару и пел. Со временем стал, что называется, брендом. И даже гастроли Театра на Таганке в ближнем зарубежье во многом случились только из-за Высоцкого.

– Он был потрясающим артистом. И больше театра, чем кино. Его «Гамлет» завоевал сердца тысяч зрителей. А если говорить о фильмах, то на ум сразу чего-то не приходит. Но есть одна сцена из «Служили два товарища», где Высоцкий выстрелил в Янковского. Наверное, здесь есть параллель с его жизнью: он в этой стране жил, ее любил, но из этой страны его все время пытались выдавить, – говорит Владимир Шкуренко.

Поделился наш собеседник и впечатлениями о сравнительно новой «биографии» артиста в «Спасибо, что живой». Он считает, что фильм получился неплохим, но достаточно рваным: многое вырвано из контекста, не раскрыты причины такого поведения героя, однако «любое мнение нужно уважать».

– Что мне ближе в музыке? Нравятся баллады. Особенно в исполнении с симфоническим оркестром, как саундтреки к фильмам. Например, «Баллада о борьбе», где «значит, нужные книги ты в детстве читал». А шуточные песни как-то не западают, хотя слушаю все, особенно в дороге.

Интересно, что Владимир Шкуренко пристрастил к увлечению и друзей. Он признается, что часто слышит от супруги: «Встречи с товарищами превращаются в вечер обсуждения жизни Высоцкого».

На вопрос о влиянии творчества любимого артиста он отвечает просто: отношение к труду.

– Тогда не было понятия «гастроли»: как человек работал за станком, так и артист ездил по всем НИИ, колхозам, предприятиям давать концерты. Не собирали тогда стадионы в городах. И Владимир Семенович пахал. Высоцкий так много вкладывал труда, и люди часто этот труд просто гробили. Не ценили его ни черта. Поэтому отложилось как раз отношение к людям, к чужому труду, – говорит Владимир Шкуренко. – Любая работа должна быть поощрена. Даже неудача. Ведь все равно человек приложил усилия. Не нужно называть его бараном, унижать, а нужно сказать спасибо, что ты сделал, и объяснить ошибки. Простое человеческое отношение.

Валентина НОВИКОВА

Прокрутить наверх