Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), также известные как беспилотники или дроны, уже прочно закрепились во многих отраслях человеческой деятельности. Количество их растет с огромной скоростью, также как и круг задач, решаемых ими. Нефтегазовая отрасль не стала исключением. Вот и в ЛУКОЙЛ-Коми начали активно использовать беспилотные летательные аппараты, возможности которых могут быть применимы как в аэрофотосъемке, так и при осуществлении контроля безопасности производственных объектов.
Первый беспилотник был запущен в ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» на Западно-Тэбукском месторождении 2 июля, через два дня облет был совершен в усинском ТПП на Верхне-Возейском месторождении. Ближе к середине месяца летательные аппараты приступили к обследованию межпромыслового трубопровода ЦПС «Южное Шапкино» – терминал «Харьяга» на территории северного подразделения.
Как рассказал «СВ» ведущий инженер отдела поддержания пластового давления и трубопроводного транспорта Управления обеспечения добычи нефти и газа Александр Кузнецов, до внедрения воздушного мониторинга регулярное обследование инфраструктуры было достаточно трудоемким и дорогостоящим процессом, использование беспилотного воздушного судна гораздо экономичнее традиционных средств мониторинга. При помощи беспилотников обследуются трубопроводы на выявление нарушений и несоответствий в охранной зоне трубопроводов, ведется поиск несанкционированной деятельности в охранной зоне, оценка технического состояния трубопровода, контроль нарушений и повреждений на трубопроводах.
Что же можно разглядеть с высоты птичьего полета? Оказывается, немало.
– Для видеомониторинга используются уникальные целевые нагрузки – HD-видеокамеры с 60-кратным оптическим увеличением, что обеспечивает получение видеоинформации высокого качества, а также позволяет, при необходимости, увеличить высоту полета без потери в детализации видеоизображения – видно все! – говорит Александр Кузнецов. – В ночное время ведется видеомониторинг объектов с применением тепловизоров повышенной чувствительности.
Облеты проводятся как по утвержденным графикам, так и по заявкам. При мониторинге применяются беспилотники, имеющие лучшие технические характеристики в своем классе. Запуск беспилотника производится при помощи пневматической катапульты, подготовка занимает не более 15 минут. Беспилотники могут работать при температуре воздуха от минус 55 до плюс 55, при скорости ветра до 20 м/с и на высоте до 5 000 м. После запуска с высоты 300-400 м ведется видеомониторинг в видимом и инфракрасном диапазоне.
Продолжительность полета аппарата может достигать четырех часов. Все данные в режиме реального времени передаются на мобильную станцию управления (автомобиль со специальным оборудованием), в котором находится оператор беспилотного воздушного судна. При обнаружении любых несоответствий оператор тут же формирует карточку выявленного нарушения, где указывается изображение нарушения, обзорная карта-схема расположения, координаты и другая необходимая информация. Все карточки сохраняются на сервере, к ним есть доступ необходимому кругу лиц.
При обнаружении нарушений в режиме реального времени оператор тут же передает информацию в цех для организации работ по ликвидации отказа.
Дополнительно при облете происходит фотографирование местности с высоты в высоком разрешении. За один полет получается около 5 000 аэрофотоснимков, которые обрабатываются при помощи специализированного программного обеспечения на базе нейтронных сетей – GEOGRAPHICS. Данная обработка позволяет обнаружить несоответствия, которые были пропущены или не обнаружены оператором при видеомониторинге в режиме реального времени.
Беспилотник может летать как по заранее заложенным в него координатам, так и на ручном управлении. С автоматического режима всегда есть возможность перейти в ручной, если необходимо отклониться от заданного маршрута, также есть возможность зависнуть над одной точкой до одного часа.
Для специалистов ЛУКОЙЛ-Коми был проведен демонстрационный запуск, чтобы можно было самим увидеть, как все происходит, познакомиться с оборудованием.
За первую неделю с учетом периодичности было обследовано: по Ухте – 1 850 км, по Усинску – 2 500 км трасс трубопроводов. Общая протяженность обследования за период выполнения работ составит около 400 тысяч километров.
Светлана БЫКОВСКАЯ
Снимки Александра КУЗНЕЦОВА и из архива «СВ»