Вот это энергия!

1 1 1

Обращаюсь к пассажирам самолета ИЛ-96, которых когда-либо судьба сведет в салоне с работником энергоцентра «Ярега». Если человек скажет о том, что двигатели, которые стремительно несут по небу многотонный самолет, помогают нефтяникам добывать и перерабатывать нефть, верьте – это сущая правда! На лайнере установлены четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90ГП-25 (мощность позволяет переносить более 300 пассажиров на расстояние до 13 000 километров), а на энергоцентре – три, вырабатываемой ими электроэнергии с лихвой хватает, чтобы обеспечить потребности всех промышленных площадок Ярегского месторождения на площади 40 квадратных километров, а также Ухтинского нефтеперерабатывающего завода.

Энергоцентр «Ярега» запущен в эксплуатацию в 2017 году. Площадь застройки составила 57 239 квадратных метров. На его возведение ушло порядка 2,5 тысячи кубов бетона различных марок, было смонтировано около 1 000 тонн металлоконструкций. Реализация проекта позволила решить вопрос энергодефицита на развивающемся нефтепромысле. Вырабатываемого здесь электричества вполне достаточно для покрытия нагрузок таких крупных промышленных узлов, как водоподготовительная установка ВПУ-700, пункт подготовки и сбора нефти (ППСН) «Ярега», три нефтешахты.

Попутно с генерацией электроэнергии вырабатывается пар, который закачивается в подземные пласты для добычи высоковязкой нефти. Мощность нового промышленного объекта составляет 75 мегаватт, а выработка пара – 120 тонн в час. С его появлением начался новый этап освоения Ярегского месторождения.

В связи с запуском энергоцентра экологическая составляющая производства на Ярегском месторождении поднялась на новую ступень. Режим работы всех узлов и агрегатов энергоцеха продуман так, чтобы не нанести природе никакого ущерба. На каждом производственном объекте осуществляется сбор и утилизация промышленных отходов. Для их переработки построены комплексные очистные сооружения.

 

И вместо сердца пламенный мотор

Энергоцентр «Ярега» работает по схеме ГТУ-ТЭЦ, которая предполагает использование утилизированного тепла для нужд основного производства. В качестве топлива для газотурбинных установок применяется природный газ.

Чтобы помочь лучше разобраться в том, какую пользу приносят авиадвигатели на нефтяном месторождении, мне выделили провожатого. Машинист ГТУ Сергей Чукичев в прошлом был тесно связан с авиацией – десять лет отработал авиатехником. Здесь уже второй год. Его главная задача – чтобы турбина работала как швейцарские часы и даже лучше.

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись в помещении машинного зала, так это гул турбин, похожий на авиационный. Разговаривать приходится, повышая голос.

– Вот входное устройство турбины ПС-90ГП-25, – рассказывает Сергей Михайлович. – Расположено оно в вертикальной шахте, вверху которой находится система фильтров. Воздух проходит через них, очищается и поступает в двигатель. Пройдемте. Вот и он.

Понимая, что перед ним гуманитарий чистой воды, сопровождающий старается избегать в пояснениях сложных технических терминов. Впервые рассматриваю так близко реактивный двигатель. Такое ощущение, что нахожусь в сборочном цехе завода и передо мной только-только собранное изделие, еще без кожуха-обтекателя. Вот-вот за ним приедет погрузчик и увезет для установки в самолет. Но понимаю – у этого агрегата и его двух собратьев другая судьба. Они все время проведут здесь, на земле.

– Это и есть турбина? – уточняю.

– Вернее, газотурбинный двигатель. Адаптирован он для работы на земле, – поправляет меня собеседник и объясняет далее. – Вот эти многочисленные трубочки для промывки двигателя, а вот это уже компрессор, это поворотные лопатки. Вот камера сгорания, куда подается сжатый в компрессорах высокого и низкого давления воздух. Происходит разогрев. И если в реактивном двигателе на самолете в конце установлено сопло, откуда вылетает огненная струя, поднимая лайнер ввысь, то здесь «висит» ГТУ. Полученная от сжатия воздуха энергия переходит через редуктор в энергию вращения генератора и начинает вырабатываться электроэнергия. Идем дальше.

Подошли к котлу-утилизатору, в котором выхлопными газами нагревается вода, превращаясь в пар. Он подается в общий коллектор, а оттуда распределяется на нужды НШУ «Яреганефть».

– А если снять этот двигатель, можно его будет поставить на самолет? – любопытствую я.

– Можно, но после небольшой переделки. Такого типа двигатели, насколько мне известно, стоят на самолетах ИЛ-96. За время эксплуатации этот тип самолета зарекомендовал себя как самый безопасный. Надежный в работе, легкий в обслуживании, – рассказывает Сергей Чукичев.

 

Первым делом ГТУ

Следующий пункт экскурсии – операторная. В отличие от машинного зала здесь царит тишина, которую нарушают лишь человеческие голоса да еле уловимый шум работающих системных блоков. Щит управления расположен на втором этаже. Его глаза и уши – АРМы (автоматизированное рабочее место) операторов и видеокамеры, установленные везде, что позволяет осуществлять полный контроль работы всех узлов и механизмов.

Если пилот ИЛ-96 контролирует работу двигателей по многочисленным панелям и экранчикам приборов и датчиков, то перед глазами машиниста газотурбинной установки Дмитрия Малахова два монитора. На них отображается более ста параметров работающих ГТУ. Осуществляется и визуальный контроль оборудования – обходы каждые два часа. Работа ответственная, но молодой специалист отлично справляется с возложенными на него обязанностями.

В 2017 году Дмитрий окончил Ульяновский государственный технический университет. Получил диплом по специальности «Промышленная энергетика и теплотехника». В июле этого года исполнится ровно год, как вчерашний студент из Башкирии приехал на Север. Это его первое место работы.

– Рад, что тружусь в рядах большой дружной команды ЛУКОЙЛа, – говорит молодой человек.

По его словам, адаптация проходила нелегко. Одно дело сидеть на лекциях в аудитории, другое – применять полученные знания на практике. В течение месяца парень проходил стажировку. Пришлось читать много технической литературы, изучать тонкости специальности. Теперь сложности позади, и, по словам машиниста, он здесь чувствует себя в своей тарелке.

Вся мощь энергоцентра чувствуется на запуске. Когда громадина установки оживает, появляется звук. Гул такой же, как на аэродроме при взлете самолета.

– Когда даешь команду к запуску, все происходит не сразу, а через какое-то время. Сначала компьютер проверяет готовность систем к работе, и только потом начинается рабочий цикл, – рассказывает Дмитрий.

В случае нештатной ситуации оператор тут же узнает об этом благодаря нескольким уровням оповещения. Сначала раздастся звуковой сигнал, затем на мониторе появится световой сигнал (моргает полоса определенного цвета, в зависимости от ситуации).

 

Полет без крыльев

– Что делается для бесперебойной работы энергоцентра «Ярега»? – задаю вопрос заместителю начальника Ярегской ТЭЦ Роману Разумееву.

– Для этого существует оперативный руководитель в лице начальника смены и персонал. По каждому направлению есть свой ведущий инженер, который непосредственно отслеживает положение дел на вверенном ему участке. У него, соответственно, есть подчиненные, которые проверяют работу узлов и агрегатов. Составлены графики осмотров и обходов, проведения ППР (планово-предупредительных работ). Главное – бдить. Каким бы совершенным оборудование не было, необходим полный контроль. И он присутствует в полной мере. Так же с нами работают специалисты завода-изготовителя турбин. Они непосредственно осуществляют обслуживание своего оборудования. Устраняют любые замечания, поступающие в процессе эксплуатации. Правда, за все время работы серьезных проблем не было, – отвечает Роман Викторович.

Применение высокотехнологичного инновационного оборудования привело к тому, что, несмотря на свои внушительные размеры, работает здесь не так уж и много сотрудников. Количество обслуживающего технического персонала ТЭЦ – 65 человек. В основном, это жители Республики Коми.

На сегодняшний день из трех энергоблоков работают только два. Третий в резерве. Функционирующие генераторы вырабатывают по 17 мегаватт электроэнергии и 28 тонн пара в час. Таким образом, за сутки объем вырабатываемого пара составлял 1 310 тонн, электроэнергии 807 мегаватт.

Вырабатываемой ГТУ-ТЭЦ электроэнергии хватает с лихвой. Имеется двойной запас прочности, повышение потребления пара или электроэнергии не застанет врасплох.

Завершив знакомство с энергоцентром и его персоналом, вышел к проходной, где ждал автомобиль. В небе над головой медленно таяли два инверсионных следа от пролетающих самолетов. Вдали затихал рокот реактивных двигателей. Мне показалось, они знают о существовании на земле трех родственников и по-своему приветствуют их:

– Как там живется – без высоты и облаков?

А в ответном гуле несется:

– Спасибо. Хорошо! Здесь работа тоже нужная и интересная. Так что полет нормальный!

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

1 310 тонн пара и 807 мегаватт электроэнергии в сутки вырабатывает Ярегская ТЭЦ

[/bubble]

1 4 2

Петр БОБРАКОВ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх