Холст, кисть и краски – все, что нужно живописцу для того, чтобы передать архитектурное своеобразие и энергию объектов нефтяной промышленности. Графические контуры, ритмы и фактура производственных сооружений ЛУКОЙЛ-Коми послужили источником вдохновения для художников из Сыктывкара и Перми.
В рамках 95-летия пермской нефти и нефтегазовой промышленности Республики Коми (оба юбилея будут отмечаться в следующем году) в Усинске побывала творческая группа из десяти человек. Путешествие художников стало возможным при поддержке ЛУКОЙЛ-Коми и ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ.
Чтобы вдохновиться и написать промышленные пейзажи, члены Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» провели пять дней в поисках красоты и исследования производственной среды Крайнего Севера. Они посетили пять объектов ЛУКОЙЛ-Коми, которые и послужили натурой для живописцев.
Группа художников побывала на установке подготовки нефти «Уса-Тяжелая нефть», на УПН «Баяндыская» и самом месторождении – на буровом кусте № 8, посетила энергоцентр «Уса» и Усинский газоперерабатывающий завод.
Инициатором такой близкой встречи творческих людей с индустрией стала известная художница из Перми Любовь Малышева.
– Я сама из семьи нефтяника. Варилась в этой кухне сызмальства, – рассказывает она. – Идея организовать такого рода пленэр (написание картин на открытом воздухе – прим. ред.) пришла довольно спонтанно. Побывав в Музее пермской нефти, увидела, что там представлены только картины советской эпохи. Современных, которые отражали бы нынешнюю действительность нефтяного производства, нет. Тогда и пришла идея связаться с руководством ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ, чтобы пополнить копилку полотен на эту тему. И вот мы уже здесь – в Усинске.
Надо отметить, что индустриальный пейзаж появился в искусстве одновременно со стремительным развитием промышленности в прошлом веке. И быстро обрел популярность. Группы художников отправлялись на крупнейшие объекты запечатлевать интенсивное строительство и промышленные преобразования страны. Результатом таких поездок становились зарисовки, этюды с натуры, передававшие живо и непосредственно с практически документальной точностью процесс индустриализации.
Как признается наша собеседница, промышленные объекты – как мини-города: каждый уникален и имеет свои архитектурные особенности, которые напрямую зависят от специфики производства.
– Такие пейзажи завораживают. Мы выбирали разные мотивы. И, надо сказать, каждый объект, на котором побывали, был по-своему интересен, – делится Любовь Малышева. – Во время пленэра можно успеть схватить соотношения света и тени, взять основные цветовые пятна, геометрию. А вот сама картина будет дорабатываться около месяца.
Во второй половине сентября сыктывкарские художники отправятся к пермякам с такой же миссией. Там они в том же составе побывают на пяти объектах ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ. В итоге получится целая галерея современной индустриальной живописи.
В конце года, когда творцы закончат работу над своими произведениями, будут организованы выставки в Тимано-Печоре и Перми.
– Отмечу, что даже работы на одни и те же сюжеты получились совершенно разными. У наших художников настолько уникальные стили, что для зрителя картины, сделанные на одни и те же мотивы, будут казаться непохожими, – подчеркивает наша собеседница. – У каждого свой язык и набор выразительных средств. Надеюсь, что предстоящая выставка вызовет у зрителя большой интерес.
Гости города черного золота, несмотря на плотный график и неуемную творческую деятельность, успели посетить Музей истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры ЛУКОЙЛ-Коми. А также побывали в Усинском музейно-выставочном центре «Вöртас».
– Нам приходилось работать в довольно непростых условиях. Надоедливая мошкара буквально не давала писать. Но виды Крайнего Севера, промышленные гиганты, радушие и гостеприимство нефтяников и самих северян сделали нашу поездку незабываемой, – подытожила Любовь Малышева.
Гузалия ФАРХЕТДИНОВА
Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ